Анатолий Резников - биография

Анатолий Резников

  • Пожаловаться



Советский режиссер и художник мультипликации.

Заслуженный деятель искусств России (2012).

Учился в художественном училище живописи в Тбилиси (1953-58), Московском Высшем художественно-промышленном училище (1961-68). В 1973 окончил Курсы тележурналистики при Гостелерадио СССР.

Работал на Центральной студии документальных фильмов (1961-70), студии «Мульттелефильм» ТО «Экран» (1970-99). Снимал фильмы в технике плоской и объёмной перекладки (до 1979) и рисованные. Работал преимущественно с художником В.М.Назаруком. 

Автор и художник ряда детских книг. 

Был членом АСИФА (Международная ассоциация анимационного кино» — «Association International du Film d’Animation» (ASIFA)).

Мультипликатор скончался на 78-м году жизни в немецком городе Золингене 31 января 2018.

Фильмография

  1. 1971 — Соломенный бычок
  2. 1972 — Турист
  3. 1973 — Жук — кривая горка
  4. 1973 — Автомобиль с хвостиком
  5. 1974 — Утренняя музыка
  6. 1975 — Кот Леопольд. Леопольд и золотая рыбка
  7. 1975 — Кот Леопольд. Месть кота Леопольда
  8. 1976 — Птичий праздник
  9. 1977 — Чемпион в лесу
  10. 1978 — А к нам цирк приехал (короткометражный)
  11. 1978 — Робинзон Кузя
  12. 1979 — Вовка-тренер
  13. 1979 — Дом для леопарда
  14. 1980 — Баскетбол
  15. 1980 — Бокс
  16. 1980 — Велоспорт
  17. 1980 — Водное поло
  18. 1980 — Клякса
  19. 1981 — Кот Леопольд. Клад кота Леопольда
  20. 1981 — Кот Леопольд. Телевизор кота Леопольда
  21. 1981 — Раз ковбой, два ковбой
  22. 1982 — Кот Леопольд. Прогулка кота Леопольда
  23. 1982 — Копейка
  24. 1982 — Кот Леопольд. День рождения кота Леопольда
  25. 1983 — Кот Леопольд. Лето кота Леопольда
  26. 1984 — Заповедник
  27. 1984 — Кот Леопольд. Интервью с котом Леопольдом
  28. 1984 — Кот Леопольд во сне и наяву
  29. 1985 — Чертёнок с пушистым хвостом
  30. 1986 — Кот Леопольд. Поликлиника кота Леопольда
  31. 1987 — Кот Леопольд. Автомобиль кота Леопольда
  32. 1988 — Телеманы
  33. 1989 — Крик
  34. 1989 — Гордиев узел
  35. 1990 — Из пушки на луну и далее без остановок
  36. 1991 — Венера
  37. 1991 — Всё в ажуре
  38. 1991 — Диссонанс
  39. 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 1 «Просто Мурка»
  40. 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 2 «Не всё коту масленица»
  41. 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 3 «Суп с котом»
  42. 1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 4 «Кот в сапогах»
  43. 2015-н. в. — Новые приключения кота Леопольда

История мультфильма про кота Леопольда. Интересные факты

Кот Леопольд — биография.В 1974 году произошла историческая встреча. Режиссера Анатолия Резникова и мэтра советской мультипликации Аркадия Хайта. На волне успеха «Ну, погоди!» у Резникова возникла идея сделать новый игровой трюковой мультфильм. Он придумал образы, ситуации, но поскольку сам был начинающим режиссером, никакой возможности в одиночку осуществить замысел не было: у редакторов мастерской «Экран» и без того был огромный портфель сочинений. Тогда друг Резникова композитор Борис Савельев, знакомый нам по «Радионяне», познакомил его с Хайтом. Так появился на свет кот Леопольд.

«Мы сразу уцепились за идею перевертыша — не кот за мышами бегает, а наоборот, — вспоминает Резников. — Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея. И я придумал ее: нет альтернативы миру. Мы очень долго размышляли над тем, как ее показать, и наконец появилась фраза «Ребята, давайте жить дружно!». Она родилась из необходимости, а стала репризой фильма».

Теперь оставалось только придумать героям имена. Кота Ваську отвергли сразу — слишком банально. Хотелось изобрести что-то недлинное, но запоминающееся. На мысль навел сын Аркадия Хайта, который часто приходил в комнату, где корпели над сценариями старшие. Мальчугану было страшно интересно посмотреть, как увлеченно работают большие дяди, а походя он глазел в телевизор, где показывали «Неуловимых мстителей». В них-то и оказался ключик к имени кота — героя мультфильма назвали в честь отрицательного персонажа полковника Леопольда Кудасова.
У мышей, кстати, тоже есть имена: Митя — белый и худенький, Мотя — серый и толстый. Но в фильме они так и не прозвучали. Две первых серии: «Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка» были не рисованными. В киностудии такого производства еще не было, и все мультфильмы делали методом перекладок. То есть вырезали огромное количество мелких деталей и героев. Потом на стекле выкладывали «картинки», и, сдвигая их по миллиметру, тем самым создавали движение.
В 1976 году после показа на худсовете первой серии мультфильм запретили к показу. Тогдашний главный редактор комиссии госпожа, то есть, конечно, товарищ Жданова вынесла вердикт: фильм пацифистский, антисоветский, прокитайский и дискредитирующий партию. Объяснения были простыми: почему кот не съел мышей, а предложил им дружбу? Но поскольку к тому времени уже была запущена в работу вторая серия — «Леопольд и золотая рыбка», ее разрешили доделать и даже показали по ЦТ. Горы писем от восторженных зрителей и послужили толчком к возобновлению работы над мультсериалом в 1981 году. Все это время Резников не прекращал работы над «Леопольдом». Собственно, это он один и придумал кота — просто не мог свою затею художественно изложить, в этом ему и помогал Хайт, с которым они сдружились и вместе же получили Госпремию, опередив «Ну, погоди!».

Пути биографии Аркадия Хайта очень просты, но вместе с тем он оставил свой след в жизни всех людей — он писал тексты для популярной передачи «Радионяня», фразы из «Ну, погоди!» и «Кота Леопольда» вошли в фольклор, творчество многих известных эстрадных артистов: Хазанова, Петросяна, Винокура — неразрывно связано с его произведениями. Позиция кота Леопольда кажется утопичной, но Аркадий Хайт хотел показать, что такая реакция возможна — возможно не отвечать ударом на удар и «словом злым на слово злое». Уезжать он не собирался, но его сын, художник, закончил в Мюнхене Академию художеств и там остался — родители захотели быть поближе к сыну.

От первой («Месть кота Леопольда») до последней («Телевизор кота Леопольда» — 1987) серии мультсериалом занимался режиссер Анатолий Резников. Сегодня у него готово 13 новых историй, изданных в красочных книжках, и толстенные альбомы-раскадровки двух серий. Начать работу по их экранизации не позволяет одно — нет денег. Спонсора было нашли, но помешал дефолт. Тем не менее, режиссер не отбрасывает мечту и желание поставить новые мультфильмы.

На сегодняшний день сериал состоит из 9 частей. Вспоминаем. «Автомобиль кота Леопольда», «День рождения кота Леопольда», «Клад кота Леопольда», «Кот Леопольд» и Золотая рыбка», «Лето кота Леопольда», «Месть кота Леопольда», «Поликлиника кота Леопольда», «Телевизор кота Леопольда», и, наконец, «Прогулка кота Леопольда».

На предварительном этапе утверждения в вышестоящих инстанциях авторов обязали сделать резюме — объяснить, зачем людям смотреть этот фильм. После долгих раздумий была вставлена фраза: ”Ребята, давайте жить дружно!”, которая из идеологической переросла в девиз фильма. «Мой любимый герой — это кот Леопольд, я считаю, что ребята должны жить дружно» — заявил недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко. Но имя Леопольда может быть и отрицательно-нарицательным – недавно Виктор Янукович назвал Виктора Ющенко «шкодливим котом Леопольдом».
”Месть кота Леопольда” целиком озвучивал Андрей Миронов. Его хотели пригласить и на вторую серию, но актер заболел, и все три героя заговорили голосом Геннадия Хазанова. Когда работа над фильмом после некоторого перерыва возобновилась, решили позвать Александра Калягина, который до этого никогда не озвучивал мультики. Его голос звучит в остальных семи сериях. На творческом объединении ”Экран” Калягина прозвали Леопольд Ильич, потому что после озвучки его сразу же пригласили сыграть роль Ленина.

С третьей серии к Аркадию Хайту и Анатолию Резникову присоединился художник Вячеслав Назарук. Все трое работали и над сценарием, и над мультипликацией, но чтобы не делить на троих гонорары (около 800 рублей), каждый поставил свою фамилию под официально занимаемой должностью. В середине 80-х годов трех авторов ”Леопольда” выдвинули на Государственную премию. Положенные 15 тысяч они разделили на троих. Но большую часть денег тут же прогуляли в ресторане. Назарук сумел сохранить небольшую сумму, купив чехословацкую люстру из простого стекла и стиральную машину; другие на остатки премии так ничего и не приобрели.

Однажды Анатолий Резников и Вячеслав Назарук сидели дома у Аркадия Хайта и работали над очередным сценарием для ”Леопольда”. Зазвонил телефон. На другом конце провода был композитор мультфильма Борис Савельев. Счастливым голосом он заорал в трубку, что написал мелодию для очередной серии и хочет ее проиграть. Включили громкую связь, и зазвучала музыка. После этого Хайт произнес: ”Плохо. Очень плохо”. Обиженный Савельев закричал: ”Ты что, с ума сошел?! Я же ее кровью писал!”. И получил ответ: ”А ты чернилами пиши”.

Как-то зашедший на студию, где снимали «Кота Леопольда», гость растерялся – то ли звонить 03, то ли 02. Двое мужчин в возрасте катались по полу, дрались, а потом стали корчить рожи перед зеркалом. Потом выяснилось, что таким образом мультипликаторы прорабатывают каждую сценку фильма, чтобы понять поведение героев и точно передать их движения на картинке.

«Кота Леопольда» всегда пытались сравнить с «Томом и Джерри». Анатолий Резников на это говорил: ”Да, и у нас, и у них есть кот и мыши. Ну и что? Вы сможете вспомнить хоть одного героя, который не игрался в мультипликации? Таких персонажей практически нет. Были все: еноты, коровы, цыплята, мыши… Когда мы начинали делать ”Леопольда”, конечно, уже видели ”Тома и Джерри”. Но мы шли по своему пути. Мало того, сын одного из создателей ”Тома” приезжал в начале девяностых в Россию и хотел купить наш мультфильм, но не получилось. Кот и мыши — это же русские герои, которые присутствуют во многих наших сказках. А все приключения ”Леопольда” мы подглядывали в реальной жизни, и никогда — в чужих работах.

А художник-постановщик мультфильма Вячеслав Назарук считал так: «Я могу сказать, что наши ”Приключения Леопольда” похожи на ”Тома и Джерри”. Знаете чем? Пластикой, классическим рисунком, мягкими, без колючести движениями. Когда я по приглашению Диснея прилетел в США, уже в аэропорту увидел пестрящие заголовки газет: ”Микки Маус, берегись, — едет Леопольд”. Наш фильм признали на Западе и не считали какой-то подделкой. И в нашем ”Леопольде”, и в их ”Томе и Джерри” основа сюжета — догонялки. Но это же мультипликационный прием. Чтобы было весело, кто-то за кем-то должен бежать, потом падать, попадать в нелепые ситуации. Но наш мультфильм отличается от ”Тома и Джерри” наличием идеи. Когда студия Диснея была на грани разорения, они стали делать маленькие новеллки, которые можно было смотреть в блоке или по отдельности: увидеть движение, немножко хохотнуть, и все. А у нас в фильме заложена идея, добродетель, к которой мы придем в конце истории».

Персонажи:

Главные персонажи: Кот Леопольд и двое мышей — Серый и Белый.

Кот Леопольд живёт в доме 8/16. Изображается он как типичный интеллигент: не курит, не пьёт, не повышает голоса. Леопольд настоящий кот-пацифист, и его главное кредо, повторяемое в конце каждой серии — «Ребята, давайте жить дружно». При этом, в первых двух сериях Леопольд всё-таки мстил мышам.

Мыши

Серый и Белый (Митя и Мотя ) — двое мышей-хулиганов, которым претит интеллигентный и безобидный Леопольд. Они называют его, как правило, «подлым трусом» и постоянно ищут способ ему насолить. В конце каждой серии они раскаиваются в своих происках. В первой серии («Месть кота Леопольда») Серый носит кепку, Белый отличается писклявым голосом. Во второй серии («Леопольд и Золотая Рыбка») Серый уже без кепки. С третьей по десятую серии Серый отличается грузным весом и басовитым голосом, Белый же тощий и писклявый. Кроме того, в первых двух сериях верховодит явно Серый, а Белый «берёт на себя командование» лишь изредка, когда Серому доводится струсить. Но уже начиная с третьей серии очевидный лидер — «интеллектуал и мелкий тиранчик» Белый, а Серый без всякого протеста начинает ему подчиняться.

В первой серии («Месть Кота Леопольда») все роли были озвучены актером Андреем Мироновым.Его хотели пригласить и на вторую серию («Леопольд и Золотая Рыбка»), но актер заболел, и все три героя заговорили голосом Геннадия Хазанова.С третьей («Клад кота Леопольда») по десятую серию («Автомобиль кота Леопольда») все роли озвучивал Александр Калягин (кроме серии «Интервью с Котом Леопольдом», где вновь прозвучал голос Миронова).
Серии.Первые две серии («Месть кота Леопольда» и «Леопольд и Золотая Рыбка») были созданы техникой перекладывания: герои и декорации создавались на вырезанных кусочках бумаги, которые перекладывались под стеклом. Дальнейшие серии были реализованы с помощью Рисованной мультипликации Первой серией была создана «Месть Кота Леопольда», однако опубликована она была только после 1981 года. Вторая серия («Леопольд и Золотая Рыбка»), создававшаяся параллельно, вышла на экраны в 1975 году. В 1993 году было сделано продолжение «Возвращение кота Леопольда» из четырёх серий.

1975 — Месть кота Леопольда
1975 — Леопольд и золотая рыбка
1981 — Клад кота Леопольда
1981 — Телевизор кота Леопольда
1982 — Прогулка кота Леопольда
1982 — День рождения кота Леопольда
1983 — Лето кота Леопольда
1984 — Кот Леопольд во сне и наяву
1984 — Интервью с котом Леопольдом
1986 — Поликлиника кота Леопольда
1987 — Автомобиль кота Леопольда
1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 1 «Просто Мурка»
1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 2 «Не всё коту масленица»
1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 3 «Суп с котом»
1993 — Возвращение кота Леопольда. Серия 4 «Кот в сапогах»

Цитаты

Несмотря на то, что в сериях очень мало диалогов, отдельные фразы твердо вошли в обиход русского языка.
Мыши: 
«Леопольд, выходи, подлый трус!»
«Это мы — мы́шицы…»
«Шам-пунь для жир-ных… — Котов…»
Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно.»
Врач-собака: «Мышите, не мышите.»

Создатели

Режиссер-постановщик: Анатолий Резников
Автор сценария: Аркадий Хайт
Композитор: Борис Савельев

Интересные факты

Кадр из м/ф «Прогулка кота Леопольда» с явной отсылкой на фильм «Белое солнце пустыни».
В серии «Прогулка кота Леопольда» присутствует явная отсылка на фильм «Белое солнце пустыни», где пародируется сцена откапывания Саида Суховым.

«Кот Леопольд» и «Том и Джерри»

«Кота Леопольда» конечно можно сравнивать с «Томом и Джерри», безусловно в обоих мультфильмах главными действующими персонажами являются кот и мышь, одни персонажи пытаются насолить другим, в основе сюжета положена погоня.

Художник-постановщик мультфильма Вячеслав Назарук считал так: «Я могу сказать, что наши „Приключения Леопольда“ похожи на „Тома и Джерри“. Знаете чем? Пластикой, классическим рисунком, мягкими, без колючести движениями. Когда я по приглашению Диснея прилетел в США, уже в аэропорту увидел пестрящие заголовки газет: „Микки Маус, берегись, — едет Леопольд“. Наш фильм признали на Западе и не считали какой-то подделкой. И в нашем „Леопольде“, и в их „Томе и Джерри“ основа сюжета — догонялки. Но это же мультипликационный прием. Чтобы было весело, кто-то за кем-то должен бежать, потом падать, попадать в нелепые ситуации. Но наш мультфильм отличается от „Тома и Джерри“ наличием идеи. Когда студия Диснея была на грани разорения, они стали делать маленькие новеллки, которые можно было смотреть в блоке или по отдельности: увидеть движение, немножко хохотнуть, и все. А у нас в фильме заложена идея, добродетель, к которой мы придем в конце истории».

Мультфильм «Приключения кота Леопольда» известен еще и своим саундтреком. Ни к одному мультику больше нет такого количества оптимистичных песенок, самая известная из которых – «Неприятность эту мы переживем!». А еще после этого мультфильма мы узнали о чудном лекарстве под названием «Озверин»… 

Идея создать трюковый мультфильм про добродушного кота и двух шкодливых мышей пришла в голову режиссеру Анатолию Резникову и драматургу Аркадию Хайту в 1974 году. Имя коту подбиралось из принципа «никаких Васек и Барсиков». Хотелось чего-нибудь пооригинальнее. Остановились на Леопольде. Кстати, мало кому известно, что у мышей, достававших беднягу Леопольда, тоже есть имена! Белого и тощего зовут Митя, серого и толстого – Мотя. Но в фильме они почему-то так и не прозвучали.

Существует несколько мультфильмов о приключениях кота Леопольда: «Месть кота Леопольда», «Леопольд и золотая рыбка», «Клад кота Леопольда», «Прогулка кота Леопольда», «День рождения кота Леопольда» и др. Причем, с этим мультфильмом произошла похожая история, что и с «Трое из Простоквашино». В первых двух сериях мыши и кот совсем не похожи на самих себя в следующих мультиках. Это связано с тем, что первые фильмы делались не в рисованной технике, а методом «перекладок». Персонажи и детали вырезались из бумаги, потом на стекле выкладывались «картинки». Движение создавалось путем сдвигания картинок по миллиметру в каждом кадре. Главным девизом мультфильма стала знаменитая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

«Месть кота Леопольда» была завершена в 1975 году. И, после показа на худсовете, мультфильм… запретили до 1981 года! Мультику был вынесен безжалостный вердикт: «Фильм пацифистский, антисоветский, прокитайский (!) и (вдумайтесь!) дискредитирует партию». На логичные вопросы авторов ответ был простой: почему кот не съел мышей, а предложил им дружбу?! Как говорится, no comments…

К счастью, к тому времени уже была почти закончена вторая серия – про Золотую рыбку, ее разрешили доделать и даже показали по ТВ. Мультик был принят зрителями «на ура» и это позволило продолжить работу. Так на свет появились новые, яркие и смешные, уже рисованные, серии про Леопольда и мышей.Первую серию – «Месть кота Леопольда» — полностью озвучил Андрей Миронов. Планировалось, что он будет озвучивать и вторую серию, но артист заболел. Поэтому в «Золотой рыбке» все три персонажа говорят голосом Геннадия Хазанова. Остальные мультфильмы озвучивал Александр Калягин.

Кто-то называет «Кота Леопольда» «советским ответом Тому и Джерри». Но это вовсе не так. Художник-постановщик мультфильма Вячеслав Назарук говорит: «Знаете, чем они похожи? Пластикой, классическими рисунками, мягкими движениями. Да еще, пожалуй, основой сюжета – догонялками. Но это распространенный мультипликационный прием. Чтобы было весело, кто-то должен бежать, потом падать, попадать в нелепые ситуации… но это только язык мультипликации!»Остальные авторы говорят примерно то же самое: наш мультфильм отличается от «Тома и Джерри» наличием  идеи, добродетели, к которым мы приходим в конце истории. Кот Леопольд – это пример доброго юмора, способности прощать и не отвечать злом на зло. Если в «Томе и Джерри» герои отвечают агрессией на агрессию, то Леопольд реагирует на сделанные ему гадости вовсе не так, как можно было бы ожидать в повседневной жизни. И в этом главный глубинный смысл детского, веселого мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!»

Видео



Источники