Что такое роялти?
Роялти – денежные платежи физического или юридического лица, которые рассматриваются как своеобразные отчисления лицензиару за использование авторских прав или патентов, реже других видов собственности.
Главная особенность роялти состоит в том, что покупатель регулярно производит финансовые выплаты продавцу лицензии. Как правило, платеж представляется фиксированной суммой, в такой форме приравнивается к арендной плате. Хотя часто на размер роялти влияет экономическая выгода от использования предоставленной собственности, в таком случае роялти может выплачиваться, например, в форме процентов от дохода.
Основные виды:
- процент с оборота;
- фиксированная выплата;
- процент с маржи.
Отличие этой выплаты от комиссионного вознаграждения состоит в том, что роялти – это постоянный платеж, а не одноразовая операция.
Роялти особенно популярен в сфере франчайзинга, поскольку финансовые компенсации чаще всего взимаются за использование логотипов, торговых марок, слоганов, по которым целевая аудитория выделяет компанию на фоне конкурентов.
Если речь идет о земельном праве, то роялти составляет рентную плату в пользу собственника за использование его земельных ресурсов или недр.
Интересно: роялти является достаточно «экзотическим» платежом для Российской Федерации. Чаще всего встречается, когда речь заходит о защите прав музыкантов или деятелей шоу-бизнеса.
Известные примеры:
- театры выплачивают роялти драматургу за использование его произведений;
- радиостанции делают выплату владельцам авторских прав;
- издательство начисляет роялти писателю за каждый последующий тираж его книги.
Видео
Роялти – денежные платежи физического или юридического лица, которые рассматриваются как своеобразные отчисления лицензиару за использование авторских прав или патентов, реже других видов собственности.
Главная особенность роялти состоит в том, что покупатель регулярно производит финансовые выплаты продавцу лицензии. Как правило, платеж представляется фиксированной суммой, в такой форме приравнивается к арендной плате. Хотя часто на размер роялти влияет экономическая выгода от использования предоставленной собственности, в таком случае роялти может выплачиваться, например, в форме процентов от дохода.
Основные виды:
- процент с оборота;
- фиксированная выплата;
- процент с маржи.
Отличие этой выплаты от комиссионного вознаграждения состоит в том, что роялти – это постоянный платеж, а не одноразовая операция.
Роялти особенно популярен в сфере франчайзинга, поскольку финансовые компенсации чаще всего взимаются за использование логотипов, торговых марок, слоганов, по которым целевая аудитория выделяет компанию на фоне конкурентов.
Если речь идет о земельном праве, то роялти составляет рентную плату в пользу собственника за использование его земельных ресурсов или недр.
Интересно: роялти является достаточно «экзотическим» платежом для Российской Федерации. Чаще всего встречается, когда речь заходит о защите прав музыкантов или деятелей шоу-бизнеса.
Известные примеры:
- театры выплачивают роялти драматургу за использование его произведений;
- радиостанции делают выплату владельцам авторских прав;
- издательство начисляет роялти писателю за каждый последующий тираж его книги.