Эльдар Рязанов - Детство и семья Эльдара Рязанова, фильмы, основные режиссёрские работы, личная жизнь, общественная позиция

Эльдар Рязанов

  • Пожаловаться



Имя: Eldar Ryazanov

Отчество: Александрович

День рождения: 18 ноября 1927

Место рождения: г. Самара

Дата смерти: 30 ноября 2015 (88 лет)

Рост: 170 см

Знак Зодиака: Скорпион

Восточный гороскоп: Кролик

Деятельность: кинорежиссёр

Детство и семья Эльдара Рязанова

18 ноября 1927 года в роддоме города Самара появился на свет всем нам известный Эльдар Александрович Рязанов. Родители великого режиссера, отец – Александр Семенович Рязанов, и мать, Софья Михайловна Рязанова, в девичестве Шустерман, трудились в то время в советском торгпредстве в Тегеране.

Следовательно, свое детство он проводит именно там. Родители сразу знали, как назовут своего мальчика. Имя – Эльдар, на самом деле, не такое уж и обыкновенное. Если перевести его с персидского языка – оно означает «владеющий миром». Видимо, родители тогда уже знали, что их сын завоюет сердца всех зрителей, будет иметь миллионы поклонников по всему миру. Ведь не зря говорят, как «лодку назовешь, так она и поплывет».

Вскоре, после работы в Тегеране отец Эльдара Александровича по распределению попадает в Москву. Соответственно, семью он забрал с собой. Там Александр Семенович работал руководителем винного главка. Но, как было нередко в те времена, его вскоре расстреляли. Софья Михайловна одна воспитывала сына. Будущего режиссера никогда не наказывали за различные проделки. Родители имели свои методы воспитания.

Юному Эльдару все высказывали словами. И, на удивление взрослых, он все воспринимал правильно. Много слушал, уже тогда он учился слушать и понимать людей. Детство будущего режиссера пришлось на годы войны. В семье часто не было денег, всегда хотелось кушать. Какое же было счастье для юнца, когда отменили талоны на питание. Он стал кушать все и всегда. Не мог остановиться. Рязанов характеризует себя «обжоркой».

Эльдар Рязанов с детства проявлял любовь к книгам, чтению. Его можно было застать часто за чтением той или иной книги. Представляете, он подделал справку с третьеклассника на пятиклассника, чтобы ходить в библиотеку. Он мечтал быть писателем. Доносить своему читателю различные мысли, истории, рассуждения.

Рязанов также хотел повидать весь мир. Он представлял себя путешественником, мореходом. Именно поэтому после окончания школы он написал письмо в Одесское мореходное училище. Но это же было военное время, поэтому ответа Рязанов так и не дождался. Как показывает время, оно и к лучшему. Сейчас, возможно, мы бы не знали этого прекрасного человека, не смотрели бы его зажигательные картины.

Эльдар Рязанов решает экстерном сдать 11 школьных предметов, чтобы поступить в институт. И у него это получается. На все – подготовку, сдачу – у Эльдара Александровича уходит 22 дня. Невероятно. И вот он студент первого курса ВГИКа, да еще и мастерской Григория Михайловича Козинцева, который в то время уже был известным режиссером, снявшим известные нам картины: «Шинель», «Новый Вавилон».

Рязанов так же учился у Сергея Эйзенштейна, который обратил внимание на талант молодого Эльдара. Они тесно общались между собой. Эйзенштейн приглашал Рязанова к себе в гости домой.

И так, за чашкой чая, Эльдар Александрович поражал своего учителя увлекательным чтением редких книг. Они погружались во французский импрессионизм, в древнегреческое искусство. В 1950 году Эльдар Рязанов закончил с отличием ВГИК. Дипломной работой молодого режиссера был документальный фильм «Они учатся в Москве», который он представил совместно со своей однокурсницей Фоминой. Рязанов устраивается на работу режиссером в Центральную студию документальных фильмов. И все время, что он там работал, представлял зрителю документальные материалы для киножурналов: «Новости дня», «Советский спорт», «Пионерия» и многое другое. Рязанов делал киноочерки: «Недалеко от Краснодара», «Остров Сахалин».

Фильмы

С 1955-го Рязанов перешёл на работу в «Мосфильм». Первой картиной Эльдара на новом месте становится снятый вместе с Сергеем Гуровым полудокументальный фильм «Весенние голоса». Ленту увидел легендарный режиссёр Иван Пырьев и настоятельно порекомендовал Рязанову снять комедию, предложив взять за основу сценарий Ласкина и Полякова «Карнавальная ночь».

Эльдару Рязанову эта идея не понравилась, но совету Пырьева он последовал. Работа оказалась очень трудной, ведь для молодого режиссёра это был незнакомый жанр. Но все усилия были оправданы: фильм «Карнавальная ночь» в одно мгновение сделал Рязанова популярным режиссёром.

Известность получили и главные герои комедии Людмила Гурченко, Юрий Белов и Игорь Ильинский. Фразы из фильма стали крылатыми, а песни «Пять минут» и «Песенка о хорошем настроении» превратились в настоящие хиты, которые перепевают и сегодня. Новогодняя комедия становится лидером кинопроката 1956-1957 годов: её увидели свыше 45 миллионов зрителей. Кроме того картина получила множество наград – первых для режиссёра Рязанова.

Почти такой же успех ждал и вторую картину Эльдара. «Девушка без адреса» с Рыбниковым и Карпинской в главных ролях собрала в просмотре 36,5 миллиона зрителей и закрепила популярность Рязанова.

В конце 1960-ых у фильмов Эльдара Александровича Рязанова начал прослеживаться собственный стиль. Его картины были в своём большинстве «лирическими трагикомедиями». В этот период начал вырисовываться костяк кинематографической группы Рязанова. Это композиторы Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев и плеяда замечательных артистов –Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Валентин Гафт, Светлана Немоляева и Георгий Бурков.

А в 1966 году на экранах появился один из лучших фильмов Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Замечательный актёрский ансамбль и талантливая режиссёрская работа превзошли все ожидания. Сценарий картины был написан Рязановым вместе с Брагинским.

С конца 1960-ых до начала 1970-ых Эльдар Рязанов поставил картины, ставшие «золотым фондом» отечественного кинематографа. Среди лучших «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». А 1 января 1976 года советские зрители впервые увидели картину, ставшую культовой и без которой не обходится ни один Новый год в странах бывшего Советского Союза. Это, конечно же, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В 1977 году творческая группа кинофильма получила Государственную премию СССР.

Дальше последовали новые бестселлеры мэтра Рязанова. «Служебный роман», появившийся в 1977 году, становится одним из самых успешных фильмов режиссёра. В 1978 году авторский коллектив «Служебного романа» получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. В это же время Эльдар Александровича поставил фильмы «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс». Каждый стал хитом.

В 1980-х Эльдар Рязанов снял две картины на злобу дня под названием «Забытая мелодия для флейты» и «Дорогая Елена Сергеевна». В эфир вышла документальная картина «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», приуроченная к 50-летию певца.

Трагикомедия «Небеса обетованные», вышедшая в 1991 году, несколько вышла за привычные рамки «рязановских» фильмов. Но это ничуть не умалило популярность картины. Продолжил режиссёр эту линию своими новыми работами «Старые клячи» и «Тихие омуты». Почти во всех своих картинах режиссёр появляется в крохотной эпизодической роли. Это похоже на автограф художника на своём полотне.

90-е и нулевые

В 1990-2000-х годах режиссер снял трагикомедии «Небеса обетованные» (1991), «Привет, дуралеи!» (1996), «Старые клячи»(2000), «Тихие омуты» (2000), «Ключ от спальни» (2003).

В 2006 году вышел фильм режиссера «Андерсен. Жизнь без любви», завоевавший Гран-при XV Российского фестиваля «Виват, кино России!» – приз зрительских симпатий и приз прессы.

Последней работой Рязанова стал ремейк «Карнавальной ночи» – «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», премьера которого состоялась 1 января 2007 года. Всего Эльдар Рязанов поставил 24 комедии, был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес.

Основные режиссёрские работы

Одна из лучших картин Рязанова – «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги.

Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова:

  • «Зигзаг удачи»,
  • «Старики-разбойники»,
  • «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973),
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, телефильм),
  • «Служебный роман»,
  • «Вокзал для двоих»,
  • «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»); последний вызвал бурную полемику в прессе.

Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм): оба фильма – остро критические по отношению к тогдашней действительности. Однако среди режиссёрских успехов были также и неудачи. В конце 60-х годов Рязанов по подобию «Гусарской баллады» планировал снять фильм о Сирано де Бержераке по мотивам героической комедии Эдмона Ростана. Испробовав на главную роль многих популярных актёров того времени (Андрей Миронов, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий и другие), режиссёр в итоге утвердил Евгения Евтушенко. Известный поэт удачно прошёл кинопробы, однако вышестоящие инстанции не дали проекту продвинуться вперёд из-за общественной деятельности Евтушенко

Личная жизнь

В личной жизни Эльдара Александровича кипели настоящие страсти. С первой женой Зоей Фоминой режиссер познакомился еще студентом, когда учился во ВГИКе. Вместе сняли дипломную работу, устроились на студию документальных фильмов, расписались. Через год родилась дочка Оля. Супруга поддерживала Рязанова долгих 20 лет, помогала ему в работе, делила все бытовые трудности – они прошли и через коммуналки, и через безденежье. А потом ее родной Эльдар… полюбил другую.

Редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина была женщиной с трагической судьбой. За пять лет до встречи с Рязановым она похоронила мужа, режиссера Владимира Скуйбина. Того подкосила редкая болезнь – атрофия мышц. Он медленно угасал, сохраняя при этом ясное сознание и память и работая до последнего дня. И верная жена помогала ему вставать, одеваться, на съемочной площадке перелистывала для него страницы сценария и даже поворачивала мужу голову…

В 34 года Владимир скончался. Нина долгое время была в тяжелейшей депрессии, но рос сын Коля, и надо было жить для него. Она решила посвятить себя только ребенку, а о мужчинах – забыть навсегда. Но встретила Эльдара – и в ее жизнь ворвалась новая любовь. Эльдар Александрович этим чувством тоже был окрылен.

Скрыть свою связь от жены Зои было невозможно. Весь «Мосфильм» знал о романе в личной жизни режиссера Рязанова. И тогда супруга поставила ультиматум: или она с дочкой – или любовница! Эльдар пообещал порвать «порочную связь», но не смог: сердцу ведь не прикажешь. Около двух лет он метался между женщинами, пока однажды не ушел к Нине навсегда.

Вторую жену режиссер считал самой большой своей любовью. Их личная жизнь продлилась 22 года, и за это время Рязанов снял свои лучшие картины: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Скуйбина всегда была рядом с мужем – именно с ней он обсуждал идеи, сценарии, актеров.

А потом пришла беда. Врачи обнаружили у Нины рак. Причем в таком запущенном состоянии, что шансов на излечение не было. Ей сделали операцию, но это не помогло. Тогда Рязанов, пытаясь спасти жену, повез ее в Германию, однако и там врачи оказались бессильны перед страшным недугом. Супруги вернулись в Москву. Нина ужасно страдала от болей. Однажды, по словам друга семьи режиссера Василия Катаняна, Нина достала лекарство, чтобы прекратить свои мучения. Простилась с мужем и сыном Колей и вечером сделала себе укол… Потеря жены в 1994 году стала страшным ударом для Эльдара Александровича.

«У нас с Ниной была трудная, но счастливая любовь, – рассказывал режиссер. – Когда ее на стало, мне казалось – жизнь кончена».

От одиночества и тоски ему хотелось выть. Снова сильно болело сердце. Но Рязанову дало силы жить… новое большое чувство! С Эммой Абайдуллиной Рязанов познакомился давно, еще в 1987 году, когда она, журналистка, брала у него интервью.

«Она мне была симпатична и я ей, наверное, тоже. Но мы просто дружили».

Однако после смерти Нины все изменилось, и судьба свела их вместе. Это была поздняя и нежная любовь двух одиноких сердец в личной жизни Эльдара Рязанова.

«Конечно, никто не ожидал, что я выкину такой фортель – сразу женюсь на другой, – объяснял Рязанов. Но Эмма меня просто спасла. Она подарила мне новую жизнь».

Это не мешало режиссеру в своем кабинете и на даче оставить портреты Нины, и Эмма отнеслась к этому с пониманием. Поженились они в 1995 году. На долю Эммы выпала самая тяжелая доля – ухаживать за больным мужем.

Мы с ней как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. Если бы не Эмма, то, может, и не стоило бы мне жить! – признавался Эльдар Александрович. Но по счастью она рядом – благородное сердце, замечательная женщина, родной, ненаглядный друг. Куда бы ни забрасывала меня судьба, Эмма ездила со мной. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Она как бы в шутку говорит мне: «Держись за меня!», — а я вроде с юмором, а на самом деле серьезно отвечаю: «Только за тебя и держусь…»

Общественная позиция

В интервью радиостанции «Эхо Москвы» в 2011 году Эльдар Рязанов дал преимущественно положительную оценку деятельности и личности Бориса Ельцина, а самой большой ошибкой экс-президента назвал назначение Владимира Путина своим преемником. В том же году вместе с другими деятелями культуры и правозащитниками подписал открытое письмо с требованием отменить «антиконституционный запрет на регистрацию новых партий» и допустить к выборам все политические силы страны.

Высказывался против уголовного преследования фигурантов «Дела ЮКОСа» и участниц группы «Pussy Riot». Призывал москвичей принять участие в акциях протеста против Федерального закона № 272 (т.н. «Закона Димы Яковлева»), запретившего усыновление российских детей гражданами США. В марте 2014 года в числе других кинематографистов режиссёр подписал опубликованное «КиноСоюзом» открытое письмо с осуждением «российской военной интервенции в Украину» и «беспрецедентной антиукраинской кампании, развязанной российскими государственными каналами», а также принял участие в работе «Конгресса интеллигенции против войны, самоизоляции России и реставрации тоталитаризма».

На протяжении многих лет Рязанов последовательно выступал в защиту животных: за принятие соответствующего федерального закона, расследование фактов жестокого обращения, создание цирков без номеров с дрессировкой. Поддерживал кандидатуру экологической активистки Евгении Чириковой на выборах мэра Химок 2012 года.

Болезнь и смерть

С 2010 года у режиссера обозначились серьезные проблемы со здоровьем. 31 августа 2010 года был госпитализирован c диагнозом деформирующий остеохондроз позвоночника. Из-за этого заболевания у артиста возникли проблемы со зрением и слухом. 24 ноября 2014 года Рязанов был госпитализирован в тяжелом состоянии в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения».

28 января 2015 года Эльдар Рязанов был выписан из больницы. В начале августа 2015 режиссер перенес инфаркт, вызванный отеком легкого. В ночь с 5 на 6 сентября 2015 ряд СМИ сообщили, что у 87-летнего режиссера начался приступ удушья. После осмотра прибывшая бригада врачей приняла решение госпитализировать кинорежиссера в одну из столичных клиник, сославшись на предварительный диагноз – инфаркт. 21 ноября 2015 года Эльдар Рязанов был повторно госпитализирован, а его состояние оценено как тяжёлое. В ночь с 29 на 30 ноября, около полуночи, он скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности.

13 малоизвестных фактов об Эльдаре Рязанове

  1. Имя «Эльдар» в переводе с персидского означает «Владеющий миром». Родители – Александр Семенович Рязанов и Софья Михайловна Рязанова – назвали так первенца в память о своей службе в торгпредстве СССР в Тегеране.
  2. Сравнивал съемки фильма с военными действиями. «Меня все время спрашивают, как мне так долго удается быть бодрым и энергичным. Когда режиссер снимает картину, это огромный груз ответственности, который он тащит на своих плечах. В какой-то степени съемка фильма напоминает военные действия с той разницей, что во время съемки никого не убивают, но концентрированность действий предельна. Как известно, во время войны никто не болел, потому что напряжение организма было колоссальное. Поэтому, когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хандра начинают выползать из всех щелей».
  3. Любил поесть. «Я не гурман, а, скорее, обжора! Люблю практически все, кроме двух вещей: вареного и жареного лука (сырой очень люблю) и молочной пенки. Остальные блюда практически все мои любимые, если хорошо приготовлены, конечно».
  4. Курил с 13 лет. «Курить бросил давно. Дымил с 7-го класса. 35 лет не вынимал папиросу изо рта. Утром так кашлял, что на лбу лопались сосуды. Спасло лекарство, насыщенное никотином, которое действовало по принципу передозировки».
  5. Эльдар Рязанов ни одного киногероя не писал с себя. «Какими-то отдельными чертами характера я похож практически на всех своих героев. Но целиком – ни на кого. Я не Паратов, но и не Карандышев, не Ипполит и не Лукашин. Не Деточкин, потому что я не сумасшедший, чтобы рисковать своей свободой ради таких сомнительных предприятий, которыми он занимался. Он идеалист с большой буквы, а я прагматик. Но я влезаю в шкуру каждого из них и в какой-то степени наделяю их какими-то своими чертами».
  6. Рязанов никогда не мечтал снимать комедии. После получения диплома он пять лет с энтузиазмом работал на Центральной студии документальных фильмов, изъездил всю страну: от Камчатки до Кубани. И когда в 1955 году Эльдар Рязанов решил остепениться и устроился режиссером на «Мосфильм», тогдашний начальник киностудии Иван Пырьев буквально заставил молодого режиссера взяться за съемки музыкального фильма. Через некоторое время на экраны СССР вышла «Карнавальная ночь», а Эльдар Рязанов проснулся знаменитым.
  7. Знал разговорный итальянский и английский языки. Итальянскому обучился во время съемок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Сам занимался, читал со словарем, потому что был вынужден разговаривать с артистами, итальянцами, которые окружали нас на съемочной площадке. Плохо или хорошо, но я могу донести до собеседника то, что мне нужно. Я не боюсь ошибиться, что-то не так сказать, у меня нет чувства языковой стыдливости. Но читать книги и газеты на итальянском я не могу. Английский язык я знаю совершенно по-другому. Однажды мы представляли фильм «Берегись автомобиля» в Ирландии, в стране, с которой у СССР тогда не было дипломатических отношений, поэтому нам переводчика не дали. Я немного учил английский в институте и за два месяца перед отправкой начал читать со словарем Агату Кристи, у которой очень простой язык. По-английски я могу читать, переводить, могу что-то сказать, наверное, с жутким акцентом, но когда говорят англичане, я ничего не понимаю».
  8. Эльдар Рязанов часто не придерживался собственного сценария. «Писать сценарий – это одна профессия, а снимать кино – другая. На съемках часто думаю: какой идиот написал эту сцену? А ее написал я или вместе с Эмилем Брагинским. Важно понимать, что сценарий дает направление, интонацию картины, а остальное – это только подспорье. Иногда хорошее, иногда слабое. Например, в «Иронии судьбы» я вообще не отступал от сценария, а в фильме «Вокзал для двоих» от сценария остался только сюжет, но диалоги все другие. Самое главное, когда снимаешь картину, иметь живые мозги, не быть в плену никаких догм и искать то, чего еще не было».
  9. Не верил в бога. «Я воспитывался в эпоху жесточайшего атеизма. Но к верующим отношусь с большим уважением и даже про себя думаю, что, может быть там, на небесах, кто-нибудь или что-нибудь есть эдакое. Но конкретно в Бога я не верю: ни в православного, ни в католического, ни в мусульманского, ни в индийских богов».
  10. Эльдар Рязанов жалел, что не стал актером. «В молодости я был красавцем. Не знаю, куда смотрели режиссеры, почему они не брали меня в кино. И, может быть, поэтому потом, когда я начал сам снимать, стал вводить для себя эпизодические роли в своих фильмах. Наверное, в этом моя тоска по работе в кадре. Но вид-то тогда у меня уже был не тот, появилась полнота. Очень жалею, что не стал актером».
  11. Жесток в работе. «Когда я только начинал, был абсолютной размазней, ныл, со всеми советовался, не мог принять решение. Но постепенно понял: надо быть другим. И даже мог уже после того, как начал снимать фильм, подойти к актрисе и честно сказать ей, что она «не тянет». Так было, кстати, с «Карнавальной ночью», куда Гурченко пришла после того, как сняли с этой роли другую актрису».
  12. Собирался стать моряком. «Я мечтал о странствиях и даже отправил заявление в одесскую мореходку, но, когда стоял на остановке, загадал: куда вагон – туда и я сам. Трамвай пошел в направлении ВГИКа. Так я стал режиссером».
  13. Первый в России памятник Эльдару Рязанову был открыт на его родине, в Самаре, 27 октября 2017 года. Он стоит недалеко от дома по улице Фрунзе, 120, где родился и провел детские годы будущий режиссер. На открытие памятника приезжали вдова Рязанова Эмма Абайдуллина и единственная дочь режиссера Ольга.