Гротеск – что это?
Гротеск – это понятие, имеющее прямое отношение к искусству. Чаще всего этим словом называют творение (литературное, художественное, музыкальное, каллиграфическое и пр.), которое выполнено в фантастическом, уродливо-комическом, эксцентричном и причудливом виде.
Понятие «гротеск» было введено в обиход в XV веке, когда люди нашли римские пещеры с причудливыми настенными изображениями, которые сочетали в себе ужасное и прекрасное одновременно.
- В литературе гротеск означает комический прием, связанный с мистикой, сюрреализмом, извращенной и искаженной реальностью. Самым ярким представителем литературного гротеска признан Франц Кафка.
- В искусстве гротеск связан с контрастом не сочетаемых понятий: трагедия и комедия, реальность и фантастика, ложь и правда.
- Гротеск в архитектуре представлен в виде каменных химер, которыми украшены некоторые европейские соборы, а также декоративных фантастических орнаментов на различных поверхностях (стены, потолки).
- В музыке гротеск связывают с творчеством Мерилина Мэнсона, групп Kiss, Black Sabbath и Radiohead.
Гротеск принято подразделять на несколько разновидностей:
- Романтический гротеск. В его основе лежит невозможность рационального познания жизни, ощущение героем ее противоречий (вплоть до ужаса и самоубийства). Мастера и писатели, творящие в этом стиле, подчеркивают антимонию нравственного и эстетического понятий.
- Остросатиритический гротеск. Это стиль призван обличать мир насилия и невежества. Самыми яркими представителями литературного остросатирического гротеска признаны Ф. Гойя и Дж. Свифт. Такой стиль характерен для следующих жанров: карикатура, клоунада, фарс, эксцентрика, памфлет и др.
- Трагический гротеск. Такие произведения поведают зрителю/читателю о страданиях главного героя, гибели его жизненных ценностей и надежд, о неудачных попытках достичь поставленной цели. Первым прием трагического гротеска использовал испанец Ф. Гойя.
- Реалистический гротеск. Творения в этом стиле относятся к XX веку. Представители реалистического гротеска демонстрируют социальные коллизии прошлого столетия, могущество зла и историческую «стихию», дополняя их двуединой полнотой бытия, возрождающимся и обновляющимся смехом. Известными представителями описанного стиля являются Ч. Чаплин, Я. Гашек, Б. Брехт.
- Модернистский гротеск. Здесь зрителю/читателю предстоит узнать о превращении привычного мира во враждебный и злой, в котором основная роль принадлежит бесчеловечной и непостижимой силе, способной сделать из героя (героев) средство манипуляций и марионетку. К творцам данного стиля относятся С. Дали, Э. Ионеско, М. Шагала, С. Беккет.
Также в стиле гротеск создаются пьесы, различные декорации, костюмы и пр. Данное направление искусства представляет особый интерес, оно борется с запретами, устоявшимися понятиями и обыденностью. Кроме того, стиль гротеск помогает обогатить внутренний мир человека, и открывает неограниченные возможности для любого вида творчества.
Гротеск – это понятие, имеющее прямое отношение к искусству. Чаще всего этим словом называют творение (литературное, художественное, музыкальное, каллиграфическое и пр.), которое выполнено в фантастическом, уродливо-комическом, эксцентричном и причудливом виде.
Понятие «гротеск» было введено в обиход в XV веке, когда люди нашли римские пещеры с причудливыми настенными изображениями, которые сочетали в себе ужасное и прекрасное одновременно.
- В литературе гротеск означает комический прием, связанный с мистикой, сюрреализмом, извращенной и искаженной реальностью. Самым ярким представителем литературного гротеска признан Франц Кафка.
- В искусстве гротеск связан с контрастом не сочетаемых понятий: трагедия и комедия, реальность и фантастика, ложь и правда.
- Гротеск в архитектуре представлен в виде каменных химер, которыми украшены некоторые европейские соборы, а также декоративных фантастических орнаментов на различных поверхностях (стены, потолки).
- В музыке гротеск связывают с творчеством Мерилина Мэнсона, групп Kiss, Black Sabbath и Radiohead.
Гротеск принято подразделять на несколько разновидностей:
- Романтический гротеск. В его основе лежит невозможность рационального познания жизни, ощущение героем ее противоречий (вплоть до ужаса и самоубийства). Мастера и писатели, творящие в этом стиле, подчеркивают антимонию нравственного и эстетического понятий.
- Остросатиритический гротеск. Это стиль призван обличать мир насилия и невежества. Самыми яркими представителями литературного остросатирического гротеска признаны Ф. Гойя и Дж. Свифт. Такой стиль характерен для следующих жанров: карикатура, клоунада, фарс, эксцентрика, памфлет и др.
- Трагический гротеск. Такие произведения поведают зрителю/читателю о страданиях главного героя, гибели его жизненных ценностей и надежд, о неудачных попытках достичь поставленной цели. Первым прием трагического гротеска использовал испанец Ф. Гойя.
- Реалистический гротеск. Творения в этом стиле относятся к XX веку. Представители реалистического гротеска демонстрируют социальные коллизии прошлого столетия, могущество зла и историческую «стихию», дополняя их двуединой полнотой бытия, возрождающимся и обновляющимся смехом. Известными представителями описанного стиля являются Ч. Чаплин, Я. Гашек, Б. Брехт.
- Модернистский гротеск. Здесь зрителю/читателю предстоит узнать о превращении привычного мира во враждебный и злой, в котором основная роль принадлежит бесчеловечной и непостижимой силе, способной сделать из героя (героев) средство манипуляций и марионетку. К творцам данного стиля относятся С. Дали, Э. Ионеско, М. Шагала, С. Беккет.
Также в стиле гротеск создаются пьесы, различные декорации, костюмы и пр. Данное направление искусства представляет особый интерес, оно борется с запретами, устоявшимися понятиями и обыденностью. Кроме того, стиль гротеск помогает обогатить внутренний мир человека, и открывает неограниченные возможности для любого вида творчества.