Импрессионизм

Импрессионизм (от impression — впечатление) — это направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 1860-х годов. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особое внимание уделялось передаче цвета и света.

Происхождение

Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Моне Впечатление. Восход солнца, представленной на выставке 1874 года. Малоизвестный журналист Луи Леруа в своей журнальной статье обозвал художников «импрессионистами» для выражения своего пренебрежения. Однако, название прижилось и потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.

Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Молодых художников упрекали в «незаконченности» и «неряшливости живописи», отсутствии вкуса и смысла в их работах, «покушении на истинное искусство», мятежных настроениях и даже аморальности.

Ведущие представители импрессионизма

Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Вместе с ними выставляли свои картины Эдуард Мане и Эдгар Дега. К импрессионистам также причисляют Джеймса Уистлера, Хоакина Соролья, Константина Коровина.

Поль Сезанн — Пьеро и Арлекин


Ренуар — Бал в Мулен де ла Галетт


Эдгар Дега — Голубые танцовщицы

Характерные жанры

Пейзажи и сцены из городской жизни – пожалуй, наиболее характерные жанры импрессионистической живописи – писались «на пленэре», т.е. непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков. Импрессионисты пристально всматривались в натуру, замечая цвета и оттенки, обычно невидимые, например синий в тенях.

Их художественный метод состоял в разложении сложных тонов на составляющие их чистые цвета спектра. Получались цветные тени и чистая светлая трепетная живопись. Импрессионисты накладывали краски отдельными мазками, иногда используя контрастные тона на одном участке картины. Основная черта картин импрессионистов – эффект живого мерцания красок.

Для передачи изменений цвета предмета импрессионисты стали предпочитали использовать цвета, взаимно усиливающие друг друга: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой. Эти же цвета создают эффект последовательного контраста. Например, если мы будем некоторое время смотреть на красный цвет, а затем переведем взгляд на белый, то он покажется нам зеленоватым.

Импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого художники сосредотачиваются на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая острые социальные проблемы.

Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это сплошная череда маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении.

Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. В первую очередь это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. Импрессионизм выразил стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традицией, как протесту против кропотливой техники мастеров классической школы. Ну а мы с вами можем сейчас любоваться этими великолепными произведениями выдающихся художников.

5 интересных фактов об Импрессионизме

Предлагаем вспомнить 5 интересных фактов,  которые помогут разобраться, что к чему.

  • Название направлению дал критик Луи Леруа, которому картины, на самом деле, не понравились. Желая высмеять новую живопись и одну конкретную картину Клода Моне со словом «впечатление», он назовет участников выставки «импрессионистами».
  • Главными чертами живописи импрессионистов можно считать бессюжетность и свет. Первое теоретическое заключение об импрессионизме вскользь сформулировал один из друзей Ренуара: «Стремление трактовать сюжет ради его живописного тона, а не ради самого сюжета». А яркий солнечный свет делает изображение неустойчивым и как будто мерцающим.
  • Одним из главных толчков появления импрессионизма стала перестройка Парижа бароном Османом в конце 19-го века. Появляются мосты, железная дорога, городские парки и первый ипподром. Население Парижа увеличилось вдвое за 20 лет. Это были сумасшедшие годы, которые не могли не повлиять на искусство. Художникам хочется все это написать. И новые город, и новых людей, и новые развлечения.
  • Родоначальник импрессионизма, как ни странно, от этого звания бежал как от чумы. Первым художником, который переодел одалиску в наряд парижской проститутки, а греческих богов — в сюртуки и цилиндры, был Эдуар Мане. Он начал писать скачки и танцы в городском парке, завсегдатаев кабаков, испанских танцовщиков и даже ремонтные работы на улице. Не путаем с Клодом Моне – тот уже был ярчайшим представителем направления, его картины на данный момент являются самыми дорогими относительно других представителей течения.
  • Единственной женщиной среди импрессионистов была Берта Моризо. Она любила Эдуара Мане, но замуж вышла за его родного брата Эжена. Несмотря на пережитые драмы, писала уютные, семейные, лирические картины.

Источники