Главная » О России » История освоения дальнего Востока

История освоения дальнего Востока

Дальний Восток издавна привлекал внимание путешественников и исследователей многочисленными остатками жизнедеятельности человека, которые свидетельствовали о высоком уровне развития местных племен, о кипучей жизни, некогда протекавшей здесь, и тесных связях с соседними народами.

Первые сведения о дальневосточных памятниках древности поступили от русских казаков в XVII веке.

Анализ культурного слоя раскопанных стоянок свидетельствует о том, что примерно до конца первого тысячелетия до н. э. древние люди жили в условиях первобытнообщинного строя. Районы Приморья, Приамурья и Забайкалья имели более высокий уровень развития древней цивилизации; южная группа племен знала земледелие и скотоводство. Население Камчатки, Охотского побережья, Сахалина и низовьев Амура занималось в основном охотой и рыболовством. Многочисленные находки усовершенствованного вооружения позволили историкам сделать выводы о межплеменных столкновениях.

В конце I тысячелетия до нашей эры среди племен Дальнего Востока начинается распад первобытнообщинных отношений и происходит образование племенных союзов, сыгравших большую роль в развитии и становлении здесь государственности. Во второй половине VII века на юге Дальнего Востока и в сопредельных территориях складываются прочные племенные союзы, и в начале VIII века возникает государство Бохай (Приморское государство). Оно было основано тунгусскими племенами и располагалось на территории верхнего бассейна Амура, Приморья, части северо-восточного Китая и северной Кореи. Китайские и корейские летописи подчеркивают высокий уровень развития этого государства. Оно делилось на пятнадцать провинций, имело пять столиц, а бохайский повелитель принял титул «священного государя». В 926 г. монгольские племена киданей разгромили Бохай, захватив его значительную часть.

Дальний Восток расположен в полосе муссонов, что отражается на его своеобразном климате. Владивосток, расположенный на широте Сочи, зиму имеет холоднее, чем в Архангельске, но лето здесь вполне субтропическое. Русских переселенцев поражало то, что наводнения здесь бывают не весной, как обычно в Европейской России, а в конце лета, когда без конца льют муссонные дожди, принесённые морем. Климатические условия Дальнего Востока обусловливают близкое соседство растений и животных, свойственных совершенно разным географическим зонам. Так, в низовьях Амура водится северный олень, а в южной части Приморского края растёт лотос. Сосна, увитая лианой — заезженный журналистский штамп о дальневосточной природе. Владивостокцы любят говорить, что для их города широта крымская, да долгота колымская.

В северной части Дальнего Востока (Чукотка, Камчатка, побережье Охотского моря) влияние на климат оказывают, помимо северного расположения, также и действия холодного камчатского течения и ветров с Северного Ледовитого океана. В результате климат здесь суровый, с температурами, резко пониженными по сравнению с теми, которые должны быть на соответствующей широте. Магадан, расположенный на широте Санкт-Петербурга и Стокгольма, считается примером северного города. Вегетационный период севернее устья Амура нигде не достигает 90 дней в году.

Дальний Восток становится русским

Конечно, русские бывали на Амуре и ранее. Так, некий крестьянин А. Кудрявцев в 1817-1821 гг. побывал в низовьях Амура, а старообрядец Г. Васильев в 1826 году спускался по Амуру до устья и оттуда прибыл в Удский острог.

В 1844 году, путешествуя по северу и дальним областям Сибири, академик А.Ф. Миддендорф попал на реку Амур. Его изыскания позволили установить приблизительный маршрут русла Амура. В 1845 году ссыльный бывший офицер Д. И. Орлов также побывал в низовьях Амура. Год спустя в этих же местах побывал А.

М. Гаврилов на корабле «Константин». Впрочем, только открытия Г. И. Невельского позволили окончательно установить устье Амура.

Освоение южной части Дальнего Востока в середине ХIХ века почти не было делом далёкого петербургского правительства. Ведущую роль в том, что Россия является мощной тихоокеанской державой, сыграли несколько человек — военных, дипломатов и администраторов.

 Интересы России в исследованиях на востоке.

Располагая сведениями о незаселенности дальневосточной территории и неподвластности местного населения, правительство России в пятидесятые годы девятнадцатого века возбудила перед Китаем вопрос об разграничении территорий. В 1854 году в Пекин были посланы предложения приступить к переговорам.

Двадцать восьмого мая 1858 года был заключён Айгуньский договор по которому происходило деление дальневосточных областей. Это был очень важный этап в освоении Дальнего востока в целом. Так как теперь любая экспедиция или даже просто переселенцы обязаны были учитывать принадлежность той или иной территории.

В итоге Россия получила дополнительные богатства и поселения с которых можно собирать подати. Исследования же территорий теперь приобретали и аспект разведки полезных ископаемых.

С первых лет присоединения к России, – то есть на рубеже 50-х — 60-х годов XIX века, в Приамурском крае происходило становление системы образования. В казачьих станицах открывались первые школы грамоты, содержавшиеся на средства станичных правлений. Однако первые учебные заведения работали эпизодически, испытывая острую нехватку учителей, книг, бумаги. К концу XIX века ситуация в станицах Уссурийского казачьего войска стала иной. Здесь насчитывалось 25 школ, где 27 учителей обучали 700 учеников. Число грамотных казаков достигло к этому времени 55%. C началом интенсивного крестьянского заселения Приамурья стали открываться сельские школы разных типов: государственные (то есть находившиеся в ведении министерства народного просвещения), церковно-приходские, частные.

Основными административными единицами в рассматриваемое время на Дальнем Востоке были округ и уезд, которые в том или ином сочетании образовывали области, управлявшиеся военными губернаторами. В связи с образованием Амурского и Уссурийского казачьих войск, появились такие административные единицы, как станичные округа и участки, а с развитием горнорудной промышленности — горные округа. Военные губернаторы Амурской, Приморской, Забайкальской областей являлись одновременно и наказными атаманами располагавшихся на границах казачьих войск. Причём, в пограничной полосе Амурской и Приморской областей проживало преимущественно казачество, а в пограничных районах Забайкальской области жили также крестьяне и горнозаводские рабочие.

На протяжении первых 20 — 25 лет после воссоединения Приамурья с Россией наиболее быстро заселялась Амурская область. Это было естественно, так как Амур был единственным путем сообщения, вокруг которого сосредотачивалась деятельность людей. Приморская область, административным центром которой был Николаевск, лежала также в пределах Амурского бассейна, но в более суровой по климату полосе. Южная часть области (Южно-Уссурийский край) был в то время в стороне от главных дорог.

Приморская область с 1858 года включала в состав 6 округов: Охотский, Николаевский, Софийский, Петропавловский, Гижигинский, Удский. В 1860 г. в составе области был образован Южно-Уссурийский край.

В 1884 году население города достигало почти 5 тысяч человек.

Но в целом в первый период края заселялся очень медленно. Тревогу вызывала и слабость военных сил Приамурья. К 1880 году здесь было 11,5 тысяч военнослужащих, в том числе и казаков. Между тем край приобретал всё более важное стратегическое значение. В 1882 году генерал-губернатор Восточной Сибири, в состав которой в то время входила и Приморская область, Г.Д.Анучин добился разрешения правительства на перевозку переселенцев морским путем.

Рейсы осуществлялись на судах Добровольного Флота по маршруту Одесса — Владивосток через Суэцкий канал. Морские перевозки начались с 1883 года. Они сократили время пути на Дальний Восток с полутора лет до 40 — 45 дней. «Морские» переселенцы оседали главным образом в Южно-Уссурийском крае. К 1899 году было основано 118 новых деревень. Всего с 1883 по 1900 год морским путём было перевезено около 55 тысяч человек.

Интересные факты

  • Дальний Восток России расположен в самых разных климатических поясах. Самая южная точка находится на широте Дербента и Дубровника, а самая северная точка находится за полярным кругом севернее Барроу на Аляске.
  • С 1992 происходит отток населения Дальнего Востока в центральные регионы России. За 18 лет население ДВ региона сократилось более чем на 1 млн чел. Такого катастрофического разрыва социально-миграционных связей со своей метрополией не было ни у одной из европейских колоний Нового Света.
  • В 1920—1922 на территории ДВ (без Якутии) и Забайкалья существовала независимая Дальневосточная республика, в 1918 г. ДВ входил в состав независимой Сибирской республики, в 1918—20 гг. существовала независимая Забайкальская Республика, в 1921-22 гг. на территории Приморья, Камчатки и Хабаровского края существовала независимая республика — Приамурье.
  • Самый большой по территории регион ДВ — Якутия, а самый маленький — Еврейская автономная область. Наиболее населён Приморский край, а наименее — Чукотка.
  • На всём Дальнем Востоке России, превышающим площадь Европы, проживает в 1,5 раза меньше жителей, чем в Москве.
  • Южный регион Дальнего Востока в начале XX века по темпам своего экономического развития, использованию машин в промышленности и сельском хозяйстве и по образовательному уровню населения опережал не только Россию, но и США.
  • Южному региону Дальнего Востока переселенцы из Украины в первой половине XX века дали название Зелёный Клин.
  • Порядка 80 % легковых автомобилей на Дальнем Востоке России составляют подержанные праворульные автомобили, ввезённые из Японии. Их доля не уменьшается, несмотря на ограничительную политику государства.
  • Североамериканские колонии Британской империи находились к Лондону более чем на 1000 км ближе (5000 км.), чем Дальневосточный регион к Москве.
  • Сегодня стоимость морских перевозок грузов между Европой и Новым Светом равна стоимости железнодорожным перевозкам между Москвой и Владивостоком и Хабаровском (например, перевоз машины стоит в среднем 1500 долларов), а время перевоза между Россией и Дальневосточным регионом в 3 раза дольше (17-20 дней), чем между Европой и Америкой (5-7 дней).

Источники