Лапсердак
Употребляя слово «лапсердак», многие используют его, характеризуя определённую верхнюю одежду. Зачастую люди считают, что так зовётся ветхая плохо сшитая вещь. Действительно, для русского языка характерно обозначать им рвань и лохмотья.
Лапсердак – деталь мужского гардероба
Образование слова возникло вследствие соединения двух понятий:
- «Лаппе» — в переводе с немецкого языка означает «тряпка»;
- «Сердок» — с украинского языка переводится как «верхняя мужская одежда» (сюртук).
Первоначально его носили в Галиции — там, где и сшили впервые. В то время местность преимущественно заселяли евреи, поэтому со временем он становится отличительной чертой наряда иудеев.
Характеристика и описание
Фасон и крой напоминает длиннополый сюртук до щиколоток или ниже колена на подкладе и с отворотами. К началу XX века он постепенно выходит из гардероба мужчин, и встречается на бедных и верующих людях. Одежда изнашивалась практически до дыр, и на неё ставилось много заплат. Носили долго, иногда не один десяток лет из-за элементарного отсутствия денег на покупку другой экипировки. Практиковалась передача сюртука от отца к сыну, но так как старая вещь не подходила по размеру мальчику, то смотрелась на нём нелепо. Будучи большим, одеяние весело на ребёнке мешком. Скорее всего, поэтому его сравнивали с чем-то устаревшим и смешным.
Постепенно их стали носить только еврейские мужчины, придавая им смысл национального костюма. В обиходе других сословий и народностей длиннополая одежда не встречалась, так как попросту вышла из моды.
Лапсердак и еврейский народ
При царствовании Николая I была введена масса всевозможных ограничений. В этот период было принято примерно 600 законодательных норм, касающихся еврейского населения. В исторических документах начала XIX века приказано было снять лапсердаки, ярмолки с целью искоренить причины, превративших еврейское население в касту. Однако их снятие, по сути, ничего не изменило. Меры, предпринятые правительством по продвижению евреев к общей культуре, связанные с переодеванием, положение не изменили. Не помогли введённые и регулярно взимаемые штрафы. Что же стало с ними дальше? Интересно, что хорошо знакомый с бытом иудеев Николай Лесков писал в 1883 году: «Лапсердаки перестали носить, не уступив требованиям полиции и, не устрашившись штрафов, а попросту переняв австрийскую моду». Еврейским модникам давно наскучили длиннополые костюмы.
У евреев с конца XIX века платье на каждый день практически не отличалось от того, что встречалось у остальных мужчин в России. На рисунках И. Шедровского популярное в то время одеяние с точностью до мелочей копировало силуэт и фасон редингота XIX века. Он являлся частью верхней одежды с отворотами. Длина достигала икры, он был отрезным в талии на подкладе. Шили его из недорогого материала – китайки, люстрина. К началу XX века местечковые евреи одевались в соответствии с общепринятой модой. Лапсердак уступил место сюртуку, длиною до колен. Лишь старшее поколение донашивало их до полного износа. Те же, кто обосновался в великоросских губерниях, отказались от этого предмета гардероба, чтобы не выделять от общей массы мужского населения.
Занимательно, как писатель Лев Леванда – очевидец тех событий в публицистическом очерке 1875 года описывал происходящее на улицах: «Были расставлены десятские с ножницами, с целью отрезать длинные полы. На помощь к ним были посланы солдаты из пожарной службы. Достаточно было двух месяцев, чтобы о прежнем гардеробе население не вспоминало, а новое облачение стали считать удобным, приличным и модным».
Прошло несколько десятков лет. Прежние лапсердаки восточноевропейского вида можно традиционно увидеть лишь на ортодоксальных евреях Нью-Йорка, Иерусалима и Амстердама в дни религиозных и национальных праздников и для службы в синагоге.
Возвращение забытого одеяния
Сегодня несколько видоизменённый, он вернулся в мужской гардероб. Дополненное одеяние всевозможными деталями и сшитое из хорошей натуральной ткани, снова популярно у мужского пола. Знаменитые кутюрье реанимировали этот предмет верхней одежды, поскольку известно многим, что всё новое – хорошо забытое старое.
Употребляя слово «лапсердак», многие используют его, характеризуя определённую верхнюю одежду. Зачастую люди считают, что так зовётся ветхая плохо сшитая вещь. Действительно, для русского языка характерно обозначать им рвань и лохмотья.
Лапсердак – деталь мужского гардероба
Образование слова возникло вследствие соединения двух понятий:
- «Лаппе» — в переводе с немецкого языка означает «тряпка»;
- «Сердок» — с украинского языка переводится как «верхняя мужская одежда» (сюртук).
Первоначально его носили в Галиции — там, где и сшили впервые. В то время местность преимущественно заселяли евреи, поэтому со временем он становится отличительной чертой наряда иудеев.
Характеристика и описание
Фасон и крой напоминает длиннополый сюртук до щиколоток или ниже колена на подкладе и с отворотами. К началу XX века он постепенно выходит из гардероба мужчин, и встречается на бедных и верующих людях. Одежда изнашивалась практически до дыр, и на неё ставилось много заплат. Носили долго, иногда не один десяток лет из-за элементарного отсутствия денег на покупку другой экипировки. Практиковалась передача сюртука от отца к сыну, но так как старая вещь не подходила по размеру мальчику, то смотрелась на нём нелепо. Будучи большим, одеяние весело на ребёнке мешком. Скорее всего, поэтому его сравнивали с чем-то устаревшим и смешным.
Постепенно их стали носить только еврейские мужчины, придавая им смысл национального костюма. В обиходе других сословий и народностей длиннополая одежда не встречалась, так как попросту вышла из моды.
Лапсердак и еврейский народ
При царствовании Николая I была введена масса всевозможных ограничений. В этот период было принято примерно 600 законодательных норм, касающихся еврейского населения. В исторических документах начала XIX века приказано было снять лапсердаки, ярмолки с целью искоренить причины, превративших еврейское население в касту. Однако их снятие, по сути, ничего не изменило. Меры, предпринятые правительством по продвижению евреев к общей культуре, связанные с переодеванием, положение не изменили. Не помогли введённые и регулярно взимаемые штрафы. Что же стало с ними дальше? Интересно, что хорошо знакомый с бытом иудеев Николай Лесков писал в 1883 году: «Лапсердаки перестали носить, не уступив требованиям полиции и, не устрашившись штрафов, а попросту переняв австрийскую моду». Еврейским модникам давно наскучили длиннополые костюмы.
У евреев с конца XIX века платье на каждый день практически не отличалось от того, что встречалось у остальных мужчин в России. На рисунках И. Шедровского популярное в то время одеяние с точностью до мелочей копировало силуэт и фасон редингота XIX века. Он являлся частью верхней одежды с отворотами. Длина достигала икры, он был отрезным в талии на подкладе. Шили его из недорогого материала – китайки, люстрина. К началу XX века местечковые евреи одевались в соответствии с общепринятой модой. Лапсердак уступил место сюртуку, длиною до колен. Лишь старшее поколение донашивало их до полного износа. Те же, кто обосновался в великоросских губерниях, отказались от этого предмета гардероба, чтобы не выделять от общей массы мужского населения.
Занимательно, как писатель Лев Леванда – очевидец тех событий в публицистическом очерке 1875 года описывал происходящее на улицах: «Были расставлены десятские с ножницами, с целью отрезать длинные полы. На помощь к ним были посланы солдаты из пожарной службы. Достаточно было двух месяцев, чтобы о прежнем гардеробе население не вспоминало, а новое облачение стали считать удобным, приличным и модным».
Прошло несколько десятков лет. Прежние лапсердаки восточноевропейского вида можно традиционно увидеть лишь на ортодоксальных евреях Нью-Йорка, Иерусалима и Амстердама в дни религиозных и национальных праздников и для службы в синагоге.
Возвращение забытого одеяния
Сегодня несколько видоизменённый, он вернулся в мужской гардероб. Дополненное одеяние всевозможными деталями и сшитое из хорошей натуральной ткани, снова популярно у мужского пола. Знаменитые кутюрье реанимировали этот предмет верхней одежды, поскольку известно многим, что всё новое – хорошо забытое старое.