Главная » Психология » Можно ли искоренить воровство персонала?

Можно ли искоренить воровство персонала?

Желание поживиться тем больше, чем ближе человек к потокам товарно-материальных ценностей. Кассиры, кладовщики, грузчики пропускают через себя большое количество денег и дорогих товаров. Этот процесс влияет на них примерно также, как Кольцо Всевластия на обитателей Средиземья – взять нельзя, но очень хочется, и чем оно ближе, тем желание сильней.

В нашей стране отношение к воровству парадоксальное. Все мы знаем с детства, что воровать нехорошо. Что если возьмешь чужое, придет дядя милиционер и посадит в тюрьму. Но с другой стороны, существует устойчивый стереотип, что прилично заработать невозможно, поэтому надо пользоваться ситуацией и брать, пока есть возможность.

Как бороться с воровством среди сотрудников

Управляя любой компанией, важно учитывать все возможные сценарии развития событий, связанных с персоналом. Одна из серьезных проблем, которая может возникнуть на предприятии – это воровство на рабочем месте среди сотрудников. И не важно, какого размера компания и в какой сфере работает – стать жертвой собственных же работников может каждая организация. Чаще всего, воровство возникает там, где руководитель безответственно относится к своей деятельности, слишком доверяет сотрудникам и позволяет им полностью брать инициативу в свою руки. Когда воровство приобретает серьезные масштабы, оно просто истощает компанию и её существование даже может прекратиться.

Первое, что могут украсть продавцы – это, конечно же, товар, который они продают. Лучше всего бороться с таким видом воровства путем проведения инвентаризаций и ревизий, неожиданных для продавцов. К сожалению, излишне скромные и «патологически» воспитанные руководители часто не могут поставить на место продавцов-воров, даже если знают, что кражи происходят. Это грозит им тем, что предприятие может просто закрыться, а воры выйдут сухими из воды.

В случае воровства техники или оборудования довольно распространена следующая схема. Менеджер, ответственный за покупку оборудования, ищет поставщика, который предлагает товар по приемлемой или немного заниженной цене. Далее менеджер-махинатор предлагает поставщику совершить сговор: во всей документации указывается цена выше, чем та, по которой было продано оборудование фактически, а ту «лишнюю» сумму, которую заплатила компания, менеджер и поставщик делят между собой. То, что и среди поставщиков немало мошенников, ни для кого не секрет. И в этом случае компания становится жертвой сразу двух воров.

Бухгалтера в своей непосредственной работе имеют дело с деньгами, что предоставляет им очень много вариантов воровства. Они могут не учесть определенную сумму денег в накладных и забрать её себе, произвести двойные платежи или другие махинации с их оплатой, несколько раз указать в документации одну и ту же сумму денег.

Самый сложно доказуемый вид воровства в бизнесе – это воровство информации, контента, авторских прав и других объектов интеллектуальной собственности. Разумный вор понимает, что нужно хотя бы немного изменить объект кражи, и делает это. В результате чего доказать, что данный продукт действительно был украден, очень сложно.

Несколько советов 

Воришками становятся не сразу, а постепенно. Бывает, что продавец не своровал, а взял, например, планшетник. Просто, чтобы в обеденный перерыв посмотреть новости, между гамбургером и колой. В следующий раз он возьмет что-нибудь подороже, а потом вообще «забудет» занести товар обратно в магазин. Что делать? 

Нужно создать такую атмосферу, чтобы у сотрудников не было даже мысли о том, что воровать можно.

Поощряйте информаторов 

Выплачивайте солидную денежную премию тем, кто обнаруживает воришек в коллективе. А поскольку в нашей стране недолюбливают «стукачей», то нужно показать, что сообщить о нарушителях это не подлость, а доблесть. Для этого… 

Проведите мощную PR-компанию 

Люди должны понять, что воровать – это позорно. Вор крадет не у магазина,  а у всего коллектива. Сделайте плакаты с яркими изображениями и повесьте их на стены там, куда обычно не заходят клиенты – в комнату отдыха, кабинет директора, на склад. Лозунги должны быть «цепляющими»: «Крысам в магазине не место!», «Вор должен сидеть в тюрьме!» и т.д.  

На каждом собрании говорите сотрудникам о том, чтобы они проявляли бдительность и выявляли несунов. А если удалось предотвратить хищение, то нужно рассказывать, на какую сумму мог быть обворован магазин, если бы преступнику удалось выйти сухим из воды. 

На работе не покупать! 

Запрещайте персоналу делать покупки в магазине во время рабочего дня. Когда продавцы имеют возможность покупать, это постепенно расслабляет, ведь можно взять товар, а расплатиться в конце смены. Некоторые забывают это делать, а со временем подумывают, почему бы не присвоить кое-что из богатого ассортимента. Кроме того, когда все знают, что покупать нельзя, облегчается поиск воришек среди персонала. Если мы видим, что кто-то кладет товар в карман, то, значит, он ворует, а не «купил». 

Строгая финансовая дисциплина

Большинства хищений на кассе можно избежать, при условии выполнения регламентов. Не разрешайте нарушать правила работы с наличностью, не делайте никаких исключений. Если пересчитывать деньги на кассе кассиру запрещено, значит это должно неукоснительно соблюдаться. То же касается и других процедур – сдачи смены, оформления документов на возврат, сторнирование и т.д. Внимательно следите за тем, чтобы на рабочем месте кассира не было лишних предметов – бумаг, товаров и т.д. 

И самое главное. Сотрудники должны знать, что тем, кто хоть раз оступился, обратной дороги нет. Воров нужно увольнять сразу, без переговоров и обещаний. Только так можно победить человеческий порок и спасти магазин от краж. 




Источники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code