Ортодоксальные евреи: кто они? - Что такое Галаха, какие у них правила, особенности быта и времяпровождения, чем же отличается ортодокс от обычного хасида, дезертиры, ультра-ортодоксы

Ортодоксальные евреи: кто они?

  • Пожаловаться



Некоторые евреи в Израиле ведут обыкновенный образ жизни, в одежде отдают дань современной моде, занимаются воспитанием детей по европейским канонам, стремясь дать им лучшее образование. Другая часть, так называемые ортодоксальные евреи в Израиле живут согласно всем канонам Галахи, которые сформировались еще во времена Нового времени.

Что такое Галаха?

Галаха – перечень правил, которые регламентируют жизнь еврея по всем канонам иудейской религии. Евреев, относящихся к ортодоксальным, видно издали. Ортодоксальные евреи, обычаи которых проявляются даже в одежде, очень своеобразны. Вся одежда у них только черных или белых цветов, даже нижнее белье. Обязательно присутствует головной убор в виде шляпы, с которой свисают пейсы. Обычные, или рабочие евреи и ортодоксальные евреи не слишком славят друг друга. Есть даже ряд поговорок на этот счет. Такая взаимная антипатия вполне оправдана, и имеет под собой ряд оправданий. Обычные евреи, работящие, не слишком довольны тем, что обеспечивают своим трудом благо всей страны и народа, в то время как ортодоксальные евреи думают, что все остальные живут не по законам веры. Ортодоксальные евреи регулярное встречаются не только в Израиле, но и далеко за пределами своей исторической родины, и появление в городе другой страны ортодоксального еврея – действие довольно интересное и экзотическое.

Какие у них правила?

Ортодоксальные евреи имеют ряд своих правил, касательно работы и жизни в целом. Они не выходят на работу в субботу. А под работой ортодоксальные евреи подразумевают также походы в магазин, спуск на лифте, готовку еды. Все, что дозволено делать еврею в воскресенье – это есть, пить и общаться друг с другом. Тенденция последнего времени – разгром или пикетирование ортодоксальными евреями различных заведений, которые позволяют себе работать в субботу. Такими поступками они призывают остальных жить по правилам иудаизма. Ортодоксальная еврейская молодежь придумала себе новое развлечение. Собираясь небольшими группами в субботнее время, они повадились нападать на таксистов и работников магазинов, а также на других евреев, которые, по их мнению, нарушили закон иудаизма касательно субботы.

Нельзя сказать, что жизнь ортодоксальных евреев легка и полна празднеств. Ортодоксальный еврей должен неуклонно соблюдать все правила Торы, а их 613! И это только в будние дни. По этим причинам времени на трудовую деятельность у ортодоксального еврея просто не остается. Любое движение или решение должно быть согласовано согласно правилам Пятикнижия. Свод правил касается пищи – ортодоксальные евреи могут употреблять только кошерную еду, а также придерживаться правил в одежде. Ортодоксальные евреи одежду шьют только у специально обученных портных. Ортодоксальные евреи в обязательном порядке делают обрезание, молятся трижды в день, служат неуклонно Богу и т.д. Получается, ортодоксальные евреи абсолютно равнодушны и не проявляют никакого интереса ни к чему, кроме своей религии.

Особенности быта и времяпровождения

Места обитания ортодоксальных евреев не отличаются чистотой и уютом, дети имеют неопрятный вид и плохое воспитание. Все, что делают ортодоксальные евреи – учеба и молитва, на все остальное есть «Воля Бога». Они не занимаются оплатой налогов в казну государства, и в тоже время не гнушаться постоянно, требовать социальную помощь. Ортодоксальные евреи делятся на несколько групп. Приверженцы хасиди называются ультра ортодоксальными евреями. Они заправляют брюки в носки, чтобы «не было прикосновения с нечистой землей». Женщины сбривают волосы на голове и закрывают головы париком. Более приближенные к нормальной современной жизни – ортодоксальные евреи – модернисты, но их существование другие хасиды не признают.

Изучение Торы – главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, – более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Чем же отличается ортодокс от обычного хасида?

Итак, что же значит – хасид? На самом деле это название произошло от еврейского слова хасидут, что в переводе звучит как благочестивый праведник, обладающий особым усердием и соблюдающий все предписания иудаизма. Впервые религиозное движение хасидов возникло во второй четверти восемнадцатого века среди представителей еврейской национальности, проживающей не только на территории России, но и в Польше, а также на территории Литвы.

Первоначально под общим веянием того времени появились хасиды каббалисты отличавшиеся от обычных ортодоксов своей религиозной направленностью. Среди хасидов встречались также аскеты-одиночки, которые проводили своё время в молитвах и постоянных постах, напряжённо ожидая спасения. Встречались и такие, которые жили группами, они проводили свои дни в молитвах, исполнении заповедей и постоянном учении. У хасидов того времени были особые молитвы, которые сопровождались танцем и разнообразными движениями. Современный хасидизм широко распространился сначала по территории Украины, позднее попал в Польшу и Венгрию и даже смог превзойти в популярности раввинистический иудаизм, но, несмотря на особую популярность, он не нарушал границы, в любое время, оставаясь верным определённым требования и традициям иудаизма.

Прежде всего, тем, что ортодоксальный еврей должен придерживаться и обязательно соблюдать шестьсот тринадцать правил Пятикнижия, причём делать он это должен ежедневно. Согласно установленным правилам кошерной может быть не только еда, но и одежда. Именно поэтому при её изготовлении не допускается использовать шерсть и лён одновременно, а чтобы не нарушать установленных правил, всю одежду ортодоксы заказывают у проверенных портных.

Ортодоксальный еврей в отличие от того же хасида не может надеть одежду не чёрного цвета. Поскольку нарушать установленные правила нельзя, все ортодоксальные евреи носят только чёрную одежду, причём это правило относится не только к верхней одежде, но и к нижнему белью. Женщины ортодоксальной веры также должны соблюдать установленные правила, а именно, не обнажать ноги и руки, а также область декольте. Для каждой женщины портные шьют специальные чулки и гольфы.

Дезертиры

К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…

У харедим – все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?

Дело в том, что армия в Израиле – это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил – ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.

Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они – дезертиры.

Тем не менее, в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.

Международный валютный фонд (МВФ) тоже вступил в «игру»: он заявил, что из-за того, что большинство мужчин избегают работы и военной службы из-за изучения Торы, экономический рост страны может сильно замедлиться. Харедим, в свою очередь, утверждают, что их строгие методы и изолированная жизнь создают духовный арьергард армии. «Мы считаем, что сила еврейского народа исходит не только от оружия, – рассказал бывший армейский капитан Йона Мецгер. – Мы считаем, что изучение Торы помогает армии побеждать».

Родители бояться отдавать своих детей на военную службу, утверждая, что там они «потеряют свою религиозную уникальность».

Ультра-ортодоксы

Лидеры Израиля в 1940-х заключили договор с ультра-ортодоксальными раввинами из стран Восточной Европы, чтобы помочь им сохранить традиционные еврейские обычаи, которые были почти уничтожены во время Холокоста. Тогда премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион согласился освободить около 400 студентов от военной службы, чтобы они могли посвятить свои жизни исследованию основных еврейских писаний, Торы и Талмуда.

Их отличить проще всего по их одежде. Там нет цветов, только черное и немного белого. Говорят, что это у них траур по разрушенному иерусалимскому Храму. Они переоденутся в белые одежды, когда придет Машиах (Мессия) и отстроит третий иерусалимский Храм. Но Машиах не торопится с приходом уже два с половиной тысячелетия, несмотря на все усилия ультра-ортодоксов приблизить это великое событие. Чтобы как-то оправдать его упорное нежелание появиться на Земле Израиля, ультра-ортодоксы сваливают всю вину на светских и на «вязанные кипы». Мол, не соблюдают они заповеди Моисея. Вот когда весь народ, как один, перестанет ездить по шаббатам, когда закроют все некошерные кафе и магазины, когда … словом, несть числа условиям, которые необходимо соблюдать, чтобы дождаться прихода долгожданного Мессии. А пока наиболее рьяные из них вывешивают у себя на окнах и на заборах плакаты, напоминающие былые советские агитки: «К приходу Машиаха – готовы!». Это те, кто уже потерял надежду на коллективную встречу и в одиночку зазывают долгожданного гостя к себе «на огонек».

Необходимым условием прихода Машиаха является скромная одежда религиозных женщин. Если у вас возникли сомнения по поводу длины юбки или рукавов на блузе – идите к местному раввину! Он для того и посажен общиной, чтобы община соблюдала правила еврейского образа жизни. Если вы – женщина, и ваша одежда не отвечает требованиям местных знатоков Торы, то в районы, где живут ультра-ортодоксы, вам лучше не забредать. Запросто могут побить камнями, таков древний обычай у иудеев! Он также обязывает замужнюю женщину носить головной убор, шляпку или платок. Не приведи Господь, посторонний мужчина или даже сам Машиах увидит немытые пряди ее волос и соблазнится ею! Поэтому свои волосы лучше всего отстричь наголо, а голову покрыть кокетливым париком. Уж на него точно никто из посторонних не польстится. Интересно, что про парики в Галахе –своде еврейских законов и запретов – ничего не сказано.

На машине в религиозные районы лучше по субботам не заезжать вообще. Даже в случае крайней необходимости или же по ошибке (это, кстати, касается туристов, самостоятельно путешествующих по Израилю!), ибо камень в лобовое стекло может надолго лишить вас желания нарушать покой местных мракобесов. Жаль, что у GPS-навигаторов нет пока возможности оградить водителей от таких ошибок.