Паулс - биография, детство и юность, первые шаги навстречу к известности, сотрудничество, политическая деятельность Раймонда Паулса

Паулс — биография

  • Пожаловаться



Имя: Раймонд Паулс (Ояр-Раймонд Паулс)

Дата рождения: 12 января 1936 г.

Знак зодиака: Козерог

Место рождения: Рига, Латвия

Деятельность: композитор, кинокомпозитор, дирижёр, пианист

Семейное положение: женат

Детство и юность

Раймонд Паулс появился на свет 12-го января 1936-го года в Риге. Семья у будущего маэстро была довольно своеобразная: папа, Волдемар Паулс, трудился на должности стеклодува, а мама, Алма-Матильда, после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также весьма неординарна: до начала семейной жизни Алма-Матилда достаточно долго проработала вышивальщицей жемчугом.

Однако музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.

Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в небольшое село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая Мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд успешно поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.

Поначалу десятилетний Паулс не слишком успевал в учебе, но его прирожденный талант, учительское чутье Ольги Боровской, а также вкусные конфеты, которыми она щедро угощала одаренных учеников, быстро сделали свое дело. Будущий композитор достиг большого успеха в игре на фортепиано и по-настоящему влюбился в этот универсальный музыкальный инструмент. Именно по классу фортепиано он впоследствии учился и в Латвийской консерватории им. Язепа Витола, а затем – в той же консерватории, но уже по классу композиции.

Любовь к джазу

Еще в старших классах музыкальной школы Раймонд Паулс почувствовал непреодолимую тягу к музыкальному направлению, далекому от классического – джазу. Как впоследствии признавался сам композитор, он с головой «бросился в джаз, как в омут». Молодой музыкант с огромным удовольствием играл на танцевальных вечерах, нередко импровизируя, играя на фортепиано без памяти и нот. Окончательно осознав, что музыка должна стать его профессией на всю жизнь, Паулс вернулся в консерваторию на отделение композиции, о чем упоминалось выше.

Первые шаги навстречу к известности

В 1964-ом году Раймонд Паулс, несмотря на достаточно юный для такой должности возраст, стал художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Более того: его музыка приобрела свой особый шарм, стала узнаваемой в профессиональных кругах. Несколько лет спустя в Концертном зале Латвийской государственной филармонии была представлена первая авторская программа композитора, и билеты на нее, к удивлению самого Раймонда, были полностью раскуплены.

Первая известность в Латвии пришла к нему, когда он написал песни на слова Альфреда Круклиса «Мы встретились в марте», «Старая береза» и «Зимний вечер». В это время Раймонд Паулс занимал должность художественного руководителя в Рижском эстрадном оркестре Латвийской государственной филармонии. Именно здесь в концертном зале состоялась премьера самой первой авторской программы Раймонда Паулса. Начало 1970 годов можно отметить созданием Паулсом вокально-инструментального ансамбля «Модо», который принял участие в германском фестивале «Люди и море» в 1974 году. На следующий год Ансамбль «Модо» стал участником болгарского фестиваля в Сопоте. В конце 1970 годов Паулс оставляет коллектив «Модо», чтобы полностью посвятить себя работе в Гостелерадио Латвии. В течение 14 лет он был дирижером оркестра и хора Латвийского радио и телевидения. А в следующие 6 лет он занимал должность главного редактора музыкальных программ Латвийского радио.

Свой первый мюзикл «Сестру Керри» он написал в 1976 году. Видеоклип, созданный по этому мюзиклу, получил премию на международном конкурсе «Золотой янтарь». В двухтысячном году русскую версию этого мюзикла можно было увидеть в рижском театре «Русская драма». С середины 70-х годов Паулс начинает тесное сотрудничество с поэтами Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Ильей Резником. На их стихи композитор написал множество песен, которые популярны и сегодня. Это «Миллион алых роз», «Три минуты», «Эй вы там, наверху», «Еще не вечер» и другие.

Сотрудничество

«Звездным часом» композитора принято называть пору его активного творческого сотрудничества с Аллой Пугачевой во второй половине двадцатого века, когда Алла Борисовна была на пике своей популярности. «Миллион алых роз», «Маэстро», «Без меня», «Старинные часы» – эти и многие другие песни были согреты людской любовью и стали символами целой эпохи в истории отечественной эстрады.

Но не только Алла Пугачева заметила талант латвийского режиссера – в числе его творческих партнеров были и остаются, к примеру, изысканная Лайма Вайкуле и темпераментный Валерий Леонтьев. Современники рассказывают, что в 1980-ые годы Валерий Леонтьев был не слишком угоден советским властям, и лишь тот факт, что Раймонд Паулс невозмутимо продолжал приглашать его на свои концерты, помог артисту удержаться на плаву.

Свои шедевры композитор создает не только для певцов и певиц, но и для кинематографических картин, а также театральных постановок. Так, его музыка звучит в фильмах «Как стать звездой», «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Долга дорога в дюнах» и других, в театральных постановках «Зеленая Дева», «Бранд», «Граф Монте Кристо», «Дикие лебеди». Примечательно, что каждая из этих театральных постановок впоследствии завоевала приз на югославском фестивале.

Политическая деятельность Раймонда Паулса

Немногие артисты связывают себя с политикой, но это не о нашем герое. Политикой Раймонд Паулс начал интересоваться еще в 1980-х годах. Став депутатом Верховного Совета Латвии, музыкант, спустя 4 года уже народный депутат СССР. Далее, композитора выбрали для председательствования в Государственном комитете по культуре в Латвии. Когда СССР прекратило свое существование, Раймонда Паулса назначили министром культуры Латвии. Ушел из этого поста композитор сам, из-за несогласий с процедурой упразднения. В 1990-х композитор устроился советником по культуре при президенте Латвии. В 1998 году, Раймонд Паулс создает свою собственную партию, которую и возглавил. Далее, назначение Паулса на должность депутата Народной Партии. В 99-м, у музыканта была хорошая возможность претендовать на президентское кресло страны, но Раймонд Паулс отказался от предвыборной гонки. С тех пор композитор и музыкант работает только на музыкальном поприще.

Личная жизнь композитора

Жена Раймонда Паулса

В 1961 году Паулс связал себя узами брака со Светланой Епифановой. Они до сих пор живут и счастливы в браке. Жена Раймонда Паулса пережила с ним и тяжелые времена, поддерживала его во всех его начинаниях, вдохновляла. Она строгая и хозяйственная женщина. По мнению Паулса, без нее он не смог бы столько достичь.

Домом всегда занималась супруга, часто музыкант даже не в курсе, что сколько стоит и как оплачивать коммунальные услуги, ведь этим всегда занималась Светлана лично. Она скрупулезна в мелочах. Супруга, из слов Раймонда Паулса, хорошо разбирается в моде, у нее хороший вкус, потому, подбором костюмов всегда занимается именно она. На гастроли Раймонд Паулс ездит чаще всего с супругой, которая всегда даст дельный совет и может с легкостью общаться с прессой, всегда знает, что сказать, иногда даже делает замечания.

Дети Раймонда Паулса

У музыканта и его супруги Елены одна дочь, которая родилась спустя год после женитьбы молодых в 1962 году. Дочь Анета живет в Москве, замужем, имеет двоих детей. Дети Раймонда Паулса делают его еще счастливее, в особенности внуки.

Раймонд Паулс – выдающийся композитор и музыкант, основатель многих конкурсов, важная и неотъемлемая часть многих песенных конкурсов. Это человек, который смог добиться всего своим трудом, человек, который смог сотворить многие шедевры, известные на весь мир. Раймонд Паулс отличный пример для подражания подрастающему поколению. Успешный, талантливый, трудолюбивый. Многих знаменитостей портит слава, но не Раймонда Паулса. За всю жизнь он любил одну женщину, с которой связал себя узами брака, и от которой у него дочь. Постоянства композитору не занимать. Сегодня ему уже 81, и он все еще радует почитателей своего искусства, удивляя своим талантом.

Награды

  • Раймонд Паулс – народный артист Латвийской ССР (1976), народный артист СССР (1985).
  • Лауреат премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1970), Государственной премии Латвийской ССР (1977), премии Ленинского комсомола (1981).
  • Он является командором латвийского ордена Трех звезд (1995) и награжден латвийским Крестом Признания (2008). Среди наград иностранных государств – шведский орден Полярной звезды (рыцарь 1 класса, 1997), армянский орден Почета (2013).
  • В 2010 годуон был удостоен российского ордена Почета.
  • В 2000 году Паулс получил Большой музыкальный приз Латвии. В 2008 году композитору была вручена Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда».
  • Почетный доктор Латвийской академии наук.
  • В 2015 годуименем Паулса был назван собранный в Латвии реактивный самолет, который стал шестым в авиационной группе высшего пилотажа Baltic Bees.

Интересные фрагменты интервью

Говорят, ваша мама вышивала жемчугом. Это правда?

– Мама родилась в селе, закончила лишь несколько классов. Моя семья была очень простая, рабочая. Поэтому они должны были уметь делать все. Этим и жили. Отец зарабатывал мало.

А отец работал стеклодувом?

– Да, он работал стеклодувом! Конечно, это необыкновенный вид искусства. Во-первых, человек должен иметь талант, во-вторых – здоровье. Это очень тяжелая профессия, которая только забирает здоровье. А как это все откладывается на легких?!  Раньше даже стеклянные бутылки дули люди, автоматики не было. Никакой! Рабочие надували своими легкими. Это очень тяжелый труд.

Откуда у ваших родителей была тяга к культуре?

– Я не знаю. Отец простой рабочий, мама – тоже. Только сейчас я начинаю понимать, что сделал для них плохого, а что хорошего. Я, конечно, виноват в этом. Только теперь ко мне пришло понимание, сколько хорошего они сделали для меня. К сожалению, мудрость приходит в таком возрасте, когда уже многое изменить нельзя. К сожалению, мы понимаем, что не успели сказать много хорошего людям, которые уже «погасли». Это приходит к нам позже, поэтому надо спешить творить добро!

Вы сами начали работать в очень раннем возрасте…

– Да! Мне еще не было пятнадцати лет, когда меня уже начали приглашать работать в джаз-банды. Музыканты просто оставляли записку отцу: «Забираем Ояра, вернем под утро».

Вас в детстве называли Ояр!?

– Да! Это мое второе имя. Раньше вообще давали по два имени. Когда это запретили, мать была категорически против имени Ояр. Она сказала такую фразу, поскольку она из села: «Я не хочу, чтобы моего сына звали Ояр, ибо всех быков в селе называют Ояр». Второе имя моего отца Вольдемар, а первое – Владимир. Так сложилось, что в  моей семье бабушка была православной. И своих детей называли Ольга, Василий, Владимир. Один был Адольф, не знаю почему!? Но это не связано с Гитлером. Со временем лишь поменяли Владимир на Вольдемар в тридцатые годы. А эти имена имеют церковное происхождение.

Скажите, какие праздники вы отмечаете в семье?

– К праздникам мы относимся спокойно, не создавая никаких больших волнений из-за них. Откровенно говоря, я не пью, абсолютно не пью, и могу этим смело хвастаться. До 62-го года все выпил, что мне надо было. Потом как-то остановился, и Слава Богу! Хорошо, что так все получилось, иначе было бы все очень плохо! Очень плохо!!! Поэтому сегодня мы к праздникам относимся спокойно. Но когда все-таки собираемся, я один сижу, как абориген в углу, который еще кое-что знает на латышском языке.

А на каком языке вы общаетесь с женой?

– Она хорошо говорит на латышском языке. Но дома мы говорим по-русски. Нет проблем. Вы познакомились со своей женой в довольно молодом возрасте. Вокруг вас, на тот момент, было немало красивых женщин, желающих познакомиться с вами, но победила Лана. Чем она вас покорила? Как она выиграла «битву»? – Откровенно говоря, мы  познакомились в мой темный период. До 62-го, когда еще уважительно относились к зелью, и  у меня было все… Я  был на краю. На краю пропасти. Два метра и все. Конечно, символично, но реально! Но, Слава Богу, это длилось на протяжении небольшого периода. Для меня он начался в консерватории, когда решил работать на танцах, в клубах. Естественно, что водка была постоянно и т.д. В 62-м году у меня родилась дочь Анетка, и у меня произошел поворот в судьбе! У меня появилась сила воли, смог вырваться из этой пропасти раз и навсегда…

Вы сами к этому пришли или все-таки Лана помогала? А может врачи?

– Очевидно, главную роль в своей судьбе играешь ты сам. Я настойчиво лечился. Понимал, какое это несчастье, какая это пропасть. На тот момент, у меня были наглядные примеры:  у моих друзей-музыкантов в личной жизни не складывалось, они разводились, постоянно дрались… Ужасов насмотрелся. К сожалению, многие из  этих друзей уже умерли. Ужасно то, что сегодня эту водку заменили наркотики. Посмотрите, какие выдающиеся люди гибнут. Это страшная вещь. Вы с супругой прожили много лет вместе. В чем секрет вашего брака? – Умение идти на компромисс. Например, я люблю, чтобы дома все окна были закрыты, а она говорит, что ей нужен свежий воздух. Только компромисс. Кто-то должен постоянно уступать.

Вы каждый день играете на рояле?

– Я лишь в последние годы много играю на рояле. Мне сейчас это помогает. Вот сегодня я выйду и буду тоже играть…

Скажите, ваши внуки не хотят идти  по вашим стопам, но почему?

– Моника играет на рояле, но для себя. Знаете, даже  когда ко мне приходят родители чужих детей и просят помочь, научить их детей, я  отказываюсь. Лучше пусть чему-то другому учатся!

Вы никогда не занимались с Моникой? Вы ей никогда не помогали?

– Нет. Детей, внуков трудно учить. Я педагогом не могу работать, я же сразу  могу ударить. Если ты не умеешь играть, я могу дать тебе по голове.

Скажите, а что вас радует?

– Я такой  человек, что мне многого не нужно. Вот,  например, готовлюсь участвовать в какой-то программе, хочу удачно сыграть.  И вот выхожу на публику, как она меня принимает, относиться ко мне – это самое главное, самая высокая оценка моей работы.

А что вас раздражает в людях?

– Когда в глаза говорят одно, а за спиной  что-то другое. Это очень часто происходит. Это низкое  лукавство.

На ваш взгляд,  что обязательно должно присутствовать  в настоящей женщине?

– Когда она заходит, на нее должны все смотреть просто как на картинку. Ее  одежда, стиль…

Для вас важен внешний вид женщины?

– Нет. Потом, когда знакомишься с ней ближе, разговариваешь с ней, женщина совершенно меняется. Конечно, красота это важно, очень важно. Но иногда смотрите на  женщину,  и вроде она не слишком красивая, но она все равно вас притягивает! Пожалуй, это мы называем  шармом!