Пекло (Славянский Ад) - Особенности, образ в литературе

Пекло (Славянский Ад)

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Название: Пекло от глагола «печь», «пеку» , а также означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя».

Представление: Представление о пекле, по всей вероятности, сложились под влиянием христианского учения об аде. Ранние славяне верили в потусторонний мир куда уходили умершие. Сначала почивших предавали огню, и они возносились на небо к Перуну-громовержцу, а в более позднее время погребали, отдавали Матери – Сырой Земле, Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня). В пекле живут черти.

Правители: Пеклом в разное время правили различные Змеи – Черный Змей, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей.

Жители. Кто в Пекле живет? Правильно – пекельники. Здесь так безшерстных чертей зовут, что котлы обслуживают. И дальше стен Пекла они не ходят, что на свете белом делается – не знают.

Пекло – это славянский, языческий ад. Пекло – это что-то вроде Нави, но для грешников. В самом начале статьи стоит отметить, что понятие «Пекло», по всей вероятности, является позднейшим представлением славян, которое основано на заимствовании понятий из других верований, в частности, христианства. В древнейшем язычестве данного понятия не существовало, и, по сути, оно является современным мифотворчеством. Доказывает отсутствие пекла в древнем язычестве на Руси и тот факт, что понятие огненного подземного мира характерно для южных стран, где жаркая погода является губительной, тогда как на территории северных стран подземный мир представлялся ледяным, так как в сознании древнего язычника, зима, снег и лёд являются проявлениями подземного мира смерти.

Всё же, здесь рассмотрим это современное представление, чтобы разобраться, что подразумевается под этим понятием. Пекло – это полная противоположность Ирия (славянского рая). По представлениям некоторых современных язычников – это место находится под землёй и являет собой горящую смолу. Заведует им или является его хозяином Чернобог, Мара и другие тёмные Боги. Если Правь – это загробный мир, в котором души находят свой настоящий дом, возвращаются после земной жизни в родные места, где живут все предки, то Пекло предназначено для тех, кто сделал много зла и сотворил много бед. Что творится в месте под именем Пекло, можно только догадываться. Разные источники трактуют происходящее там по-разному.

Особенности

Находится Пекло в безднах преисподних, а вход в них расположен где-то на западе. Там собираются все злые боги, все недобрые силы. Западные славяне полагали, что царствует там Злебог (Кровник, Злодий, Худич) – бог вечного мучения, которое ожидает в Пекле негодяев, воров, убийц, злодеев после смерти. Изображали его в виде чудовищной змеи, и был он неистощимым на казни, которые ожидали его жертв. Восточные племена называли адского хозяина Пекленцем, или, чаще, Нияном. Конечно, этого бога люди могли только бояться, поэтому святилищ его не существовало. Однако воображали его железным великаном, восседающим в подземелье на черном гранитном троне. Иногда Нияна рисовали в железных доспехах, а цвет кожи его был непроглядно-черным. Главу его венчала свинцовая корона, в руках сверкали огнем скипетр и меч.

Жена Пекленца – Ния, дочь Живы. Половину года она проводит на земле и небесах, а половину года – с мужем, в подземных глубинах.

В древнейшие времена полагали, что в Ирий-сад (славянский рай) душу ведет маленький бог Водец. У него очень большие руки – чтобы заслонять душу от прямого солнечного света, от которого он может растаять, исчезнуть. В Пекло грешников сопровождал какой-то страшный божок Маровит – служитель Мары, богини смерти, избивая и подгоняя их. Перевозчик через огненную реку Пекла – двуликий Обман. Одна половинка лица у него добрая и ласковая, однако, он так и норовит ужалить грешную душу. Эта часть лица обращена к миру живых, а вторая, обращенная к миру мертвых, имеет вид звериный.

Устройство Пекла и его обитатели

В Пекле души грешников прокаливают в огне и очищают для новой жизни на земле: древние славяне, как и все арии, верили в возрождение после смерти. Затем передают богине Живе. С ее позволения душа возвращается в мир для новой жизни, начисто забыв старую. Но иные веруют, что души, раз побывавшие в Пекле, сохраняли память о мучениях, и в новой жизни старались не грешить, дабы не попадать туда, поэтому с каждым новым рождением становились все лучше. Однако порою огонь Пекленца горит недостаточно ярко, и в новой жизни человек совершает старые грехи. Тогда надежды на новое рождение для него больше нет. Некоторых грешников Пекленец возрождал в образах волкодлаков–оборотней, чтобы они мучились и в жизни человеческой, и в звериной. Иногда он сам выходит из ада в виде медведя-оборотня.

По одной из версий: Попавший в Пекло грешник попадает в кузницу Пекленца, который своим волшебным молотом выбивает из души всё чёрное и тёмное, что та успела накопить за жизнь, а когда та становится чистой искрой, передаёт её Живе, и та в свою очередь сажает её в новое земное тело, чтобы в новой жизни он исправил все свои ошибки. По другой версии: Недостойные души, которые лишились поддержки светлых Богов и Рода, попадают в огненное подземелье, которое находится во власти тёмных богов. Тёмные Боги сжигают душу в огненной смоле.

Образ в литературе

Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»

«Тут он почесал плеча, утерся полою, положил обе руки на стол и начал: – Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного чёрта из пекла. – Как же, кум? – прервал Черевик, – как же могло это статься, чтобы чёрта выгнали из пекла? … Вот чёрту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли».

В. Корольков «Как Жива потеряла свою дочь»

Ния – дочь Живы, покровительницы всего живого. Как-то раз сошла она на землю погулять и вдруг увидела необычайно красивого павлина. Девушка бросила собирать цветы и захотела поймать птицу, но тот вдруг громко закричал и улетел от нее, распустив свой роскошный хвост. Ния побежала вслед, не видя, куда – и вдруг в глубокой горной долине увидела чернокожего великана в пылающей колеснице.

То был сам Ниян, царь Пекла. Девушка при виде его окаменела от страха, а Ниян схватил ее и унес в свое царство, ибо давно уже пылал к ней страстью и подстроил эту ловушку, чтобы овладеть ею.

В подземном мире он дал Ние съесть половинку зеленого яйца (у древних славян зеленое крашеное яйцо было символом брачного союза), и Ния с тех пор не могла покинуть своего мужа. Иногда она убегает на волю, и тогда поля и луга на земле

начинают зеленеть под ее легкими шагами (оттого порою она зовется Нивою), но ровно через полгода неодолимая сила заставляет ее воротиться к супругу.

М. Херасков. «Владимириада»

Ниян (Пекленец, то есть владыка Пекла) – один из самых беспощадных и жестокосердных славянских богов, олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, убийц, супостатов. Он властитель славянского ада – Пекла, судья мертвых, повелитель мучений.

Жертвовали ему не только кровью животных, но и людьми, особенно во время страшных болезней или войн: кидали жребий среди преступников – и тех, на кого он пал, убивали во славу Нияна, сбрасывая в провалы земные, дабы насытился он этой кровью и отвратил беды от невинных.

Мучениями ада грешники очищались для новых рождений. Неисправимых грешников Пекленец возрождал в образах волкодлаков – оборотней, чтобы они мучились и в жизни человеческой, и в звериной.

Ния – богиня подземного мира, жена Нияна-Пекленца. Она утешает грешников, которые попадают в Пекло на вечные мучения, и пытается облегчить их страдания. Ее окружают павлины. Поскольку они часто слышат крики мучимых людей, голос павлина тоже напоминает горестный вопль, а перья павлина, взятые в дом, приносят несчастье.