Почему мы изучаем историю?
Большинство из нас относятся к истории достаточно прохладно, подразумевая под этим предметом только скучные переплетения дат. Множество школьников, страдающих над учебниками, хотели бы узнать, почему мы изучаем историю и бывает ли на свете что-то еще более нудное и неинтересное.
Поскольку исключение истории из школьной программы вряд ли планируется, давайте попробуем разобраться, реально ли изменить свое отношение к рассказам о прошлом и может ли история стать захватывающей, интригующей и яркой?
История в переводе с языка древних греков значит «рассказ о прошлом». Так вот, рассказывая о прошлом, мы невольно проводим параллели и взаимосвязи с будущим. Одна из главных причин, побуждающих включать уроки истории в расписание занятий любого учебного заведения, – необходимость учиться пользоваться опытом предшествующих поколений. Вторая причина связана с формированием логического мышления подрастающего поколения. Ведь при прочтении литературы на историческую тематику человек не просто знакомится с какими-то конкретными фактами – он выстраивает логическую цепочку, учится устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
Уже давно на основе анализа большого количества материала было доказано, что история циклична. Если к власти приходит тиран – через какое-то время его свергнет волна народного возмущения, после чего наступит хаос и безвластие, а затем все это сменится упорядочиванием и централизацией с новым укреплением верховной власти. В качестве наглядного примера можно привести Смутное время в Российском государстве. Вспомните, все так и было. Иван Грозный, который довел страну до того, что страх царил повсюду; недолгое правление Бориса Годунова, затем сменяющие друг друга Лжедмитрии, а после – постепенная централизация и укрепление власти.
Террор сменяется оттепелью, посреди полной демократии «вызревает» новый самодержец, который сожмет страну в кулак. Многие историки согласны с тем, что все события истории повторяются с небольшими изменениями, прокручивается бесконечная волнообразная спираль. Зная то, что было в прошлом, мы с уверенностью можем представить разные варианты развития событий будущего. Но не только ради таких глобальных целей мы открываем учебник истории. Человек на примерах великих предков может лучше постичь собственную сущность, собственные возможности и понять, что он способен на большее, чем ему казалось.
Изучение истории своего государства способствует формированию гордости за своих предков, а, значит, появлению единого «духа» нации, позволяющего ей выжить в любых условиях. Много еще можно говорить о смысле изучения истории. Но ясно одно – без знаний о людях и событиях прошлого человек не будет развиваться. Не будет той «ниточки», которая, скрепляя поколения, связывая воедино опыт прошлого и достижения настоящего, «вьется» дальше, заставляет человека двигаться вперед. Это можно отнести как к отдельной личности, так и к целому народу.
История вашей семьи: наше прошлое и будущее
Подумав о целой стране, давайте поразмышляем об одной семье – ваших родных, любимых и близких людях. Вы наверняка замечали, с каким уважением и интересом ваши родители, бабушки и дедушки рассказывают о своих предках. Возможно, вам не совсем хочется слушать эти истории, но задумайтесь: когда-то кто-то будет так же
рассказывать и о вас. Ваши родные, составляющие семью, большую или маленькую, – части семейной истории, складывающейся, как пазл, в одну большую картину. И именно от вас зависит, будет ли сохранена летопись рода, будут ли храниться сведения о его представителях, будет ли передаваться эта информация дальше и дальше. Возможно, все же стоит послушать и запомнить бабушкины рассказы – много лет спустя вы станете вспоминать их с особым теплом.
Чтобы полюбить историю и заинтересоваться ей, вы можете попробовать расспросить близких, что происходило в вашей семье во время значительных исторических событий: воевали ли ваши предки, как жили после войны, о чем мечтали, к чему стремились, чего опасались. Таким образом, обезличенные исторические даты оживут и станут реально интересными: достаточно только представить, что чувствовала ваша прабабушка, провожая сына или дочь на фронт Великой Отечественной войны.
Итак, почему мы изучаем историю? Потому что это человеческая память, ставшая фундаментом нашего опыта, и память страны, являющаяся основой ее исторического пути, базой для настоящего и будущего. Те, кто сможет задуматься об этом, совершенно по-другому будут смотреть на перечни дат и событий, видя за фактами и цифрами живое прошлое.
Цель изучения истории сегодня
Создавать историю сложно – ибо она вся о точных фактах и осторожных тонких рассуждениях, а не о всеобъясняющих концепциях. Еще сложнее историю преподавать – ведь она перестает быть набором простых лозунгов, пестрой россыпью гремящих фактов, значительная часть из которых не выдерживает даже самой поверхностной критики. Такую историю не понимает, даже ненавидит и нынешний режим, и большинство тех, кто режиму по тем или иным причинам противостоит. Именно за такую историю и сражаются – в тишине и почти неизвестности – историки, для которых обязательства перед собственной профессией сильнее любых приятностей жизни при бесконечно врущей власти – врущей не только о том, что сегодня, но и о том, что было вчера и позавчера. Для этой власти, как проницательно заметила одна из нынешних учителей, важно совсем другое. «Меня поразила цель среднего образования, озвученная на всероссийском съезде учителей-историков. Если цель среднего образования XX века была “познакомить школьника с научной картиной мира в том виде, в котором она существует на сегодняшний день”, то целью образования XXI века стало “воспитание лояльного, законопослушного члена общества”».
И последнее. Возвращая людям прошлого их собственную, особую жизнь, мысли, мотивации поступков и прочее, мы тем самым рисуем контуры самих себя. То есть, понимая, что вот это и вот это – не «мы», а «другие», мы начинаем догадываться о том, кем мы на самом деле являемся. В общем-то ради одного этого стоит учить историю.
Как изучают историю в разных странах мира
Испания
История, которую изучают испанские дети, – не плод научной разработки. История здесь – это народная память, и она спонтанна, в отличие от школьных учебников. В стране отмечают примерно три тысячи праздников, большинство из которых религиозные, а оставшиеся – народные. Все они связаны с историческими событиями: Moros у Christianos, праздник кельтиберов в Сан-Педро, повторение церемонии, которая в 1852 году положила конец выплате Галисией дани Кастилии, праздник в честь коронации католических королей, открытия Америки, победы при Лепанто, борьбы за независимость против Наполеона и так далее.
В книге «Энциклопедия, первая ступень» Антонио Альвареса Переса, выпущенной в 1965 году, 44 страницы текста уделено религии и лишь 37 страниц – истории страны. Причём история Испании представлена как длительное сражение за свободу. В то же время в Испании есть табу на рассказы о завоевании Мексики и Перу. Умалчивается история испанской империи с землями от Кубы до Манилы и Гвинеи. Проигнорированы также уничтожение индейцев и работорговля.
Германия времён нацизма
В Германии большая роль в изучении истории отводится кино и опере. Именно эти виды искусства помогают формировать мировоззрение детей. При гитлеровском режиме в 1936 году около 70 000 школ имели 16-миллиметровые кинопроекторы, в производство было запущено более 500 фильмов. Из них 227 – для начальной и средней школы и 330 – для университета. Тогда как первый учебник нацистского толка был выпущен в 1937 году. История в немецкой школе преподавалась в обратном порядке. От новейшей к древней, где Гитлер выступал первым из великих героев и как бы венчал собой всю историю. Когда фашизм был побеждён, история XX века была просто исключена из преподавания, запрет касался даже причин Первой мировой войны, и младшие поколения немцев не могли ответить, кто такой Гитлер. В 60-е годы отказ от траура по нацизму стал одним из катализаторов бунта молодёжи. Выросшие дети осуждали поведение родителей во время войны и то, что не взяли ответственность за истребление евреев.
Франция
Во Франции, как и в Англии с Германией, есть свои писатели, помогающие формировать представление французов о своей стране в мировой истории, – это Дюма, Гюго, Жюль Верн, Поль дʼИвуа. Помимо романов во Франции очень распространены комиксы: в них история используется как фон или арена действий. Комикс про Астерикса был продан рекордным тиражом, превышающим 30 миллионов экземпляров. Причём любовь к развлекательному жанру, где история если и показана, то безопасно, выдаёт страх французов перед осознанием некоторых непростых периодов страны. Это подтверждается огромным распространением развлекательных журналов и комиксов и малым – аналитической и критической историй.
Американский историк Джорж Хапперт говорит, что французские авторы XV–XVI веков не использовали подлинные документы процесса над Жанной дʼАрк
В анналах средневекового летописца Жиля Жанне дʼАрк почти не уделено внимание. Главным героем тех событий выступает король, а о ереси, ведовстве и влиянии церкви нет ни слова. Позже в анналах Бельфоре появляется религиозная история Жанны дʼАрк, где она выступает исполнительницей воли Бога. Когда монархический строй сменился республиканским, официальная версия истории
Жанны дʼАрк перестала быть проблемой для правительства. Поэтому во Франции существуют две признанные версии событий – религиозная и светская.
Кроме того, в XX веке стали замалчивать и пропускать некоторые исторические факты: «брачный союз» с Бретанью оказался насильственным, Корсику пришлось усмирять после того, как она была «куплена». Вместо изучения исторических периодов в школах стали изучать отдельные темы. По официальной версии это делалось для того, чтобы избавить школьников от изучения огромного количества дат и ненужных фактов. В начальной школе урок истории был вовсе отменён, зато телевидение показывало так называемую «стерилизованную» историю, угодную французскому правительству. В 1968 году издательства приступили к выпуску книг, сопровождавшихся огромным количеством иллюстраций. Причём книжный макет ставился во главу угла, история же выдавалась школьникам мизерными дозами.
Кроме отдельных стран Европы, Ферро подробно рассказывает об особенностях расовой истории.
История «белых»
До 80-х годов прошлого столетия история преподавалась исключительно с позиции «белых». В 80-х годах прошлого века «белая» история постепенно уходит из учебников, но все ещё живёт в коллективном сознании. В её основе лежит Откровение, исполнение воли Божьей, Грехопадение и Воскресение Иисуса Христа как великий поворот в мировой истории. Важные для европейцев понятия, такие как уважение к порядку и закону, национальное единство, монотеизм, демократия, оседлый образ жизни, индустриальность, вера в прогресс, – влияют на исторические факты, которые будут рассказаны детям на уроках.
Ислам
О проблемах «исламизации» принято говорить сдержанно. В учебнике для четвёртого класса рассказывается о торговле неграми, которая практиковалась европейскими нациями, американцами и арабами при поддержке африканских правителей. Но исторические периоды указаны неверно: историки забыли о ещё семи веках торговли чёрными рабами в страны ислама. В учебнике вовсе не упоминаются негры-рабы этих стран. «Опять дрогнула рука, когда речь зашла об арабах, о совершённых ими преступлениях. О том, как они превращали в евнухов и лишали возможности иметь наследников тысячи пленников… Тогда как перечень преступлений европейцев – и с полным основанием – занимает целые страницы», – пишет Ферро.
Начальное образование в исламских странах носит религиозный характер. В основе лежит изучение Корана
История изучается с деяний Пророка, начавшихся во времена сотворения мира. И уже с самого раннего возраста дети знают о браке, разводе и наследовании.
Как устроен курс по основам ислама в московской школе?
По мнению мусульман, христиане не использовали единственную данную им возможность спастись. Иудеи будут страдать непрерывно, дожидаясь пришествия Мессии. И только мусульмане могут с оптимизмом смотреть на своё существование, и это – благодаря деяниям пророка Мухаммеда и другим победам ислама. История не рассматривается как события и факты в хронологической последовательности. Уделяется внимание только пророкам, которые были до Мухаммеда и не смогли победить и деяниям самого Пророка. И после его жизни исторические события
представлены как борьба за освобождение. Особенно это заметно по тем разделам истории, которые не касаются специфических мусульманских проблем. Средние века сравниваются с историей Востока, где Запад выглядит царством мракобесия, тогда как исламские страны переживают расцвет. В Европе история открытий начинается с Колумба и Магеллана, а в арабо-исламской истории – с исследований финикийцев и путешествия арабов в Индийский океан.
Изучаем историю по фильмам?
В наши дни, чтобы выучить историю, необязательно корпеть над учебниками, зарываться в энциклопедии или гуглить «кто такой» и «когда это было» – достаточно посмотреть исторический фильм. Благо практически по всем ключевым событиям в мировой истории Голливуд уже снял блокбастер. Вот только многие режиссеры в угоду художественного вымысла порой слишком приукрашивают события.
XII век«Царство небесное»
Добротный фильм руки Ридли Скотта: великолепные масштабные съемки, впечатляющий актерский состав и максимально реальные костюмы. Можно придраться, конечно же, что у кого-то доспех не из той эпохи, но это терпимый недостаток.
В основе сценария фильма лежат вольно изложенные события, предшествовавшие Третьему крестовому походу 1189–1192 годов: война между Иерусалимским королевством и Айюбидами и осада Иерусалима Саладином.
XIV век«День расплаты»
Англия, 1380 год. Ричард II только взошел на престол, Столетняя война в разгаре, как, впрочем, и чума. Группа бродячих актёров прибывает в город, в котором произошло чудовищное убийство маленького мальчика. Вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актёры дают спектакль, в котором раскрывают личность убийцы.
Мрачная и завораживающая Англия, идеально переданный дух Средневековья, как всегда убедительный Уиллем Дефо и молоденький Том Харди.
XV век«Жанна Д’Арк»
XV век, Франция, Столетняя война. Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов, бесконечно повторяемые молитвы, звон мечей, море крови и хрупкая и упрямая Орлеанская дева в исполнении Миллы Йовович.
Франция переживает сложный период, она угнетена и оставлена без властителя. В это темное время на пороге дофина Карла появляется юная набожная крестьянка, которая намерена сломить англичан и изменить к лучшему жизнь в своей стране.
«Час свиньи»
Согласно средневековым представлениям, животные могли нести ответственность за свои поступки, с XIII века – даже юридическую. Сюжет основан на реальных событиях, связанных с жизнью и деятельностью Бартоломью Чассени, юриста, в своё время служившего адвокатом животных, обвиняемых в преступлениях.
Главный герой, молодой юрист Ришар Куртуа, уезжает из Парижа в провинциальный Абервилль в поисках «простых сельских наслаждений»,
но сталкивается с невежеством, предрассудками и суевериями. В считанные дни он оказывается вовлеченным в криминальную драму с убийствами.
XVI век«Генрих VIII»
Фильм для всех тех, кто хочет разобраться, что происходило с Англией в первую половину XVI века. Отличные визуальные эффекты, достоверный сюжет, суровый Рэй Уинстон и очаровательная Хелена Бонем Картер.
Биографическая драма о жизненном пути, взглядах, надеждах и мечтах Генриха VIII, правителя, навсегда изменившего облик Англии.
«Еще одна из рода Болейн»
Драма режиссера-дебютанта Джастина Чадвика о соперничестве сестёр Анны (Натали Портман) и Марии Болейн (Скарлетт Йоханссон) за сердце короля Генриха VIII.
Этот фильм определенно понравится любителям романтических историй и красивых актрис. Удивительно, но несмотря на драматичный сюжет и звездный состав, фильм не слишком погрешил против истории.
XVIII век«Барри Линдон»
Оскароносный фильм Стэнли Кубрика, который снят с использованием подлинных декораций, костюмов и только с естественным дневным светом. Потрясающее превращение занудного викторианского романа в захватывающий фильм-притчу на тему «жизнь как дуэль».
Молодой ирландец, лелеющий в душе честолюбивые планы, готов на многое, лишь бы выбиться в люди. Во что бы то ни стало он стремится стать дворянином, а крепкая ирландская хватка и природная хитрость помогают ему покинуть ряды середнячков.
«Мария-Антуанетта»
Сладкая пастельная драма о быте и нравах королевского двора. Самый яркий, эпатажный и в то же время достаточно достоверный фильм о Марии-Антуанетте. А Кирстен Данст чудо как хороша в рюшах и полуметровых цветных париках.
14-летняя Мария – самая младшая дочь императрицы Австрии Марии Терезии выходит замуж за дофина Франции, Людовика XVI. На границе Франции и Австрии происходит символическая церемония. По традиции невеста оставляет всё, что напоминало бы ей об иностранном дворе. Выходя из палатки на французскую сторону, Мария-Антония становится дофиной Марией-Антуанеттой…
XIX век«Доблесть»
Необычный взгляд на Гражданскую войну в США: фильм посвящен 54-му Массачусетскому добровольческому полку, целиком состоявшему из афроамериканцев, сражавшихся на стороне Севера.
Фильм основан на письмах полковника Роберта Гулда Шоу, а многие историки подчеркивают, что битвы были экранизированы вполне аутентично.
Ответы пользователей сети «Почему мы изучаем историю»
Сельдерея Сельдеревна
Для того, чтобы не повторять тех ошибок, которые были раньше. Да и человек, не знающий истории своей страны, – человек без рода.
Алиса Ивановна
Мы должны изучать историю, дабы не повторять ошибок и вместе с тем накапливать положительный опыт и применять его строя наше настоящее
Лютый
Мы изучаем историю, чтобы знать, что было в прошлом. Если мы не будем изучать то мало чего будем знать. Сколько постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. . И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит Трубецкой Ведь каждый человек несет в себе черты национального характера, национального сознания и, познавая свой народ, он тем самым познает самого себя.
Liudmila Sharukhia
Каждый народ выражает себя через эмоции и чувства — так возникает национальное искусство, через разум — так возникает национальная философия и наука, и через действие, волю — так возникает национальная история. И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания.
Большинство из нас относятся к истории достаточно прохладно, подразумевая под этим предметом только скучные переплетения дат. Множество школьников, страдающих над учебниками, хотели бы узнать, почему мы изучаем историю и бывает ли на свете что-то еще более нудное и неинтересное.
Поскольку исключение истории из школьной программы вряд ли планируется, давайте попробуем разобраться, реально ли изменить свое отношение к рассказам о прошлом и может ли история стать захватывающей, интригующей и яркой?
История в переводе с языка древних греков значит «рассказ о прошлом». Так вот, рассказывая о прошлом, мы невольно проводим параллели и взаимосвязи с будущим. Одна из главных причин, побуждающих включать уроки истории в расписание занятий любого учебного заведения, – необходимость учиться пользоваться опытом предшествующих поколений. Вторая причина связана с формированием логического мышления подрастающего поколения. Ведь при прочтении литературы на историческую тематику человек не просто знакомится с какими-то конкретными фактами – он выстраивает логическую цепочку, учится устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
Уже давно на основе анализа большого количества материала было доказано, что история циклична. Если к власти приходит тиран – через какое-то время его свергнет волна народного возмущения, после чего наступит хаос и безвластие, а затем все это сменится упорядочиванием и централизацией с новым укреплением верховной власти. В качестве наглядного примера можно привести Смутное время в Российском государстве. Вспомните, все так и было. Иван Грозный, который довел страну до того, что страх царил повсюду; недолгое правление Бориса Годунова, затем сменяющие друг друга Лжедмитрии, а после – постепенная централизация и укрепление власти.
Террор сменяется оттепелью, посреди полной демократии «вызревает» новый самодержец, который сожмет страну в кулак. Многие историки согласны с тем, что все события истории повторяются с небольшими изменениями, прокручивается бесконечная волнообразная спираль. Зная то, что было в прошлом, мы с уверенностью можем представить разные варианты развития событий будущего. Но не только ради таких глобальных целей мы открываем учебник истории. Человек на примерах великих предков может лучше постичь собственную сущность, собственные возможности и понять, что он способен на большее, чем ему казалось.
Изучение истории своего государства способствует формированию гордости за своих предков, а, значит, появлению единого «духа» нации, позволяющего ей выжить в любых условиях. Много еще можно говорить о смысле изучения истории. Но ясно одно – без знаний о людях и событиях прошлого человек не будет развиваться. Не будет той «ниточки», которая, скрепляя поколения, связывая воедино опыт прошлого и достижения настоящего, «вьется» дальше, заставляет человека двигаться вперед. Это можно отнести как к отдельной личности, так и к целому народу.
История вашей семьи: наше прошлое и будущее
Подумав о целой стране, давайте поразмышляем об одной семье – ваших родных, любимых и близких людях. Вы наверняка замечали, с каким уважением и интересом ваши родители, бабушки и дедушки рассказывают о своих предках. Возможно, вам не совсем хочется слушать эти истории, но задумайтесь: когда-то кто-то будет так же
рассказывать и о вас. Ваши родные, составляющие семью, большую или маленькую, – части семейной истории, складывающейся, как пазл, в одну большую картину. И именно от вас зависит, будет ли сохранена летопись рода, будут ли храниться сведения о его представителях, будет ли передаваться эта информация дальше и дальше. Возможно, все же стоит послушать и запомнить бабушкины рассказы – много лет спустя вы станете вспоминать их с особым теплом.
Чтобы полюбить историю и заинтересоваться ей, вы можете попробовать расспросить близких, что происходило в вашей семье во время значительных исторических событий: воевали ли ваши предки, как жили после войны, о чем мечтали, к чему стремились, чего опасались. Таким образом, обезличенные исторические даты оживут и станут реально интересными: достаточно только представить, что чувствовала ваша прабабушка, провожая сына или дочь на фронт Великой Отечественной войны.
Итак, почему мы изучаем историю? Потому что это человеческая память, ставшая фундаментом нашего опыта, и память страны, являющаяся основой ее исторического пути, базой для настоящего и будущего. Те, кто сможет задуматься об этом, совершенно по-другому будут смотреть на перечни дат и событий, видя за фактами и цифрами живое прошлое.
Цель изучения истории сегодня
Создавать историю сложно – ибо она вся о точных фактах и осторожных тонких рассуждениях, а не о всеобъясняющих концепциях. Еще сложнее историю преподавать – ведь она перестает быть набором простых лозунгов, пестрой россыпью гремящих фактов, значительная часть из которых не выдерживает даже самой поверхностной критики. Такую историю не понимает, даже ненавидит и нынешний режим, и большинство тех, кто режиму по тем или иным причинам противостоит. Именно за такую историю и сражаются – в тишине и почти неизвестности – историки, для которых обязательства перед собственной профессией сильнее любых приятностей жизни при бесконечно врущей власти – врущей не только о том, что сегодня, но и о том, что было вчера и позавчера. Для этой власти, как проницательно заметила одна из нынешних учителей, важно совсем другое. «Меня поразила цель среднего образования, озвученная на всероссийском съезде учителей-историков. Если цель среднего образования XX века была “познакомить школьника с научной картиной мира в том виде, в котором она существует на сегодняшний день”, то целью образования XXI века стало “воспитание лояльного, законопослушного члена общества”».
И последнее. Возвращая людям прошлого их собственную, особую жизнь, мысли, мотивации поступков и прочее, мы тем самым рисуем контуры самих себя. То есть, понимая, что вот это и вот это – не «мы», а «другие», мы начинаем догадываться о том, кем мы на самом деле являемся. В общем-то ради одного этого стоит учить историю.
Как изучают историю в разных странах мира
Испания
История, которую изучают испанские дети, – не плод научной разработки. История здесь – это народная память, и она спонтанна, в отличие от школьных учебников. В стране отмечают примерно три тысячи праздников, большинство из которых религиозные, а оставшиеся – народные. Все они связаны с историческими событиями: Moros у Christianos, праздник кельтиберов в Сан-Педро, повторение церемонии, которая в 1852 году положила конец выплате Галисией дани Кастилии, праздник в честь коронации католических королей, открытия Америки, победы при Лепанто, борьбы за независимость против Наполеона и так далее.
В книге «Энциклопедия, первая ступень» Антонио Альвареса Переса, выпущенной в 1965 году, 44 страницы текста уделено религии и лишь 37 страниц – истории страны. Причём история Испании представлена как длительное сражение за свободу. В то же время в Испании есть табу на рассказы о завоевании Мексики и Перу. Умалчивается история испанской империи с землями от Кубы до Манилы и Гвинеи. Проигнорированы также уничтожение индейцев и работорговля.
Германия времён нацизма
В Германии большая роль в изучении истории отводится кино и опере. Именно эти виды искусства помогают формировать мировоззрение детей. При гитлеровском режиме в 1936 году около 70 000 школ имели 16-миллиметровые кинопроекторы, в производство было запущено более 500 фильмов. Из них 227 – для начальной и средней школы и 330 – для университета. Тогда как первый учебник нацистского толка был выпущен в 1937 году. История в немецкой школе преподавалась в обратном порядке. От новейшей к древней, где Гитлер выступал первым из великих героев и как бы венчал собой всю историю. Когда фашизм был побеждён, история XX века была просто исключена из преподавания, запрет касался даже причин Первой мировой войны, и младшие поколения немцев не могли ответить, кто такой Гитлер. В 60-е годы отказ от траура по нацизму стал одним из катализаторов бунта молодёжи. Выросшие дети осуждали поведение родителей во время войны и то, что не взяли ответственность за истребление евреев.
Франция
Во Франции, как и в Англии с Германией, есть свои писатели, помогающие формировать представление французов о своей стране в мировой истории, – это Дюма, Гюго, Жюль Верн, Поль дʼИвуа. Помимо романов во Франции очень распространены комиксы: в них история используется как фон или арена действий. Комикс про Астерикса был продан рекордным тиражом, превышающим 30 миллионов экземпляров. Причём любовь к развлекательному жанру, где история если и показана, то безопасно, выдаёт страх французов перед осознанием некоторых непростых периодов страны. Это подтверждается огромным распространением развлекательных журналов и комиксов и малым – аналитической и критической историй.
Американский историк Джорж Хапперт говорит, что французские авторы XV–XVI веков не использовали подлинные документы процесса над Жанной дʼАрк
В анналах средневекового летописца Жиля Жанне дʼАрк почти не уделено внимание. Главным героем тех событий выступает король, а о ереси, ведовстве и влиянии церкви нет ни слова. Позже в анналах Бельфоре появляется религиозная история Жанны дʼАрк, где она выступает исполнительницей воли Бога. Когда монархический строй сменился республиканским, официальная версия истории
Жанны дʼАрк перестала быть проблемой для правительства. Поэтому во Франции существуют две признанные версии событий – религиозная и светская.
Кроме того, в XX веке стали замалчивать и пропускать некоторые исторические факты: «брачный союз» с Бретанью оказался насильственным, Корсику пришлось усмирять после того, как она была «куплена». Вместо изучения исторических периодов в школах стали изучать отдельные темы. По официальной версии это делалось для того, чтобы избавить школьников от изучения огромного количества дат и ненужных фактов. В начальной школе урок истории был вовсе отменён, зато телевидение показывало так называемую «стерилизованную» историю, угодную французскому правительству. В 1968 году издательства приступили к выпуску книг, сопровождавшихся огромным количеством иллюстраций. Причём книжный макет ставился во главу угла, история же выдавалась школьникам мизерными дозами.
Кроме отдельных стран Европы, Ферро подробно рассказывает об особенностях расовой истории.
История «белых»
До 80-х годов прошлого столетия история преподавалась исключительно с позиции «белых». В 80-х годах прошлого века «белая» история постепенно уходит из учебников, но все ещё живёт в коллективном сознании. В её основе лежит Откровение, исполнение воли Божьей, Грехопадение и Воскресение Иисуса Христа как великий поворот в мировой истории. Важные для европейцев понятия, такие как уважение к порядку и закону, национальное единство, монотеизм, демократия, оседлый образ жизни, индустриальность, вера в прогресс, – влияют на исторические факты, которые будут рассказаны детям на уроках.
Ислам
О проблемах «исламизации» принято говорить сдержанно. В учебнике для четвёртого класса рассказывается о торговле неграми, которая практиковалась европейскими нациями, американцами и арабами при поддержке африканских правителей. Но исторические периоды указаны неверно: историки забыли о ещё семи веках торговли чёрными рабами в страны ислама. В учебнике вовсе не упоминаются негры-рабы этих стран. «Опять дрогнула рука, когда речь зашла об арабах, о совершённых ими преступлениях. О том, как они превращали в евнухов и лишали возможности иметь наследников тысячи пленников… Тогда как перечень преступлений европейцев – и с полным основанием – занимает целые страницы», – пишет Ферро.
Начальное образование в исламских странах носит религиозный характер. В основе лежит изучение Корана
История изучается с деяний Пророка, начавшихся во времена сотворения мира. И уже с самого раннего возраста дети знают о браке, разводе и наследовании.
Как устроен курс по основам ислама в московской школе?
По мнению мусульман, христиане не использовали единственную данную им возможность спастись. Иудеи будут страдать непрерывно, дожидаясь пришествия Мессии. И только мусульмане могут с оптимизмом смотреть на своё существование, и это – благодаря деяниям пророка Мухаммеда и другим победам ислама. История не рассматривается как события и факты в хронологической последовательности. Уделяется внимание только пророкам, которые были до Мухаммеда и не смогли победить и деяниям самого Пророка. И после его жизни исторические события
представлены как борьба за освобождение. Особенно это заметно по тем разделам истории, которые не касаются специфических мусульманских проблем. Средние века сравниваются с историей Востока, где Запад выглядит царством мракобесия, тогда как исламские страны переживают расцвет. В Европе история открытий начинается с Колумба и Магеллана, а в арабо-исламской истории – с исследований финикийцев и путешествия арабов в Индийский океан.
Изучаем историю по фильмам?
В наши дни, чтобы выучить историю, необязательно корпеть над учебниками, зарываться в энциклопедии или гуглить «кто такой» и «когда это было» – достаточно посмотреть исторический фильм. Благо практически по всем ключевым событиям в мировой истории Голливуд уже снял блокбастер. Вот только многие режиссеры в угоду художественного вымысла порой слишком приукрашивают события.
XII век«Царство небесное»
Добротный фильм руки Ридли Скотта: великолепные масштабные съемки, впечатляющий актерский состав и максимально реальные костюмы. Можно придраться, конечно же, что у кого-то доспех не из той эпохи, но это терпимый недостаток.
В основе сценария фильма лежат вольно изложенные события, предшествовавшие Третьему крестовому походу 1189–1192 годов: война между Иерусалимским королевством и Айюбидами и осада Иерусалима Саладином.
XIV век«День расплаты»
Англия, 1380 год. Ричард II только взошел на престол, Столетняя война в разгаре, как, впрочем, и чума. Группа бродячих актёров прибывает в город, в котором произошло чудовищное убийство маленького мальчика. Вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актёры дают спектакль, в котором раскрывают личность убийцы.
Мрачная и завораживающая Англия, идеально переданный дух Средневековья, как всегда убедительный Уиллем Дефо и молоденький Том Харди.
XV век«Жанна Д’Арк»
XV век, Франция, Столетняя война. Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов, бесконечно повторяемые молитвы, звон мечей, море крови и хрупкая и упрямая Орлеанская дева в исполнении Миллы Йовович.
Франция переживает сложный период, она угнетена и оставлена без властителя. В это темное время на пороге дофина Карла появляется юная набожная крестьянка, которая намерена сломить англичан и изменить к лучшему жизнь в своей стране.
«Час свиньи»
Согласно средневековым представлениям, животные могли нести ответственность за свои поступки, с XIII века – даже юридическую. Сюжет основан на реальных событиях, связанных с жизнью и деятельностью Бартоломью Чассени, юриста, в своё время служившего адвокатом животных, обвиняемых в преступлениях.
Главный герой, молодой юрист Ришар Куртуа, уезжает из Парижа в провинциальный Абервилль в поисках «простых сельских наслаждений»,
но сталкивается с невежеством, предрассудками и суевериями. В считанные дни он оказывается вовлеченным в криминальную драму с убийствами.
XVI век«Генрих VIII»
Фильм для всех тех, кто хочет разобраться, что происходило с Англией в первую половину XVI века. Отличные визуальные эффекты, достоверный сюжет, суровый Рэй Уинстон и очаровательная Хелена Бонем Картер.
Биографическая драма о жизненном пути, взглядах, надеждах и мечтах Генриха VIII, правителя, навсегда изменившего облик Англии.
«Еще одна из рода Болейн»
Драма режиссера-дебютанта Джастина Чадвика о соперничестве сестёр Анны (Натали Портман) и Марии Болейн (Скарлетт Йоханссон) за сердце короля Генриха VIII.
Этот фильм определенно понравится любителям романтических историй и красивых актрис. Удивительно, но несмотря на драматичный сюжет и звездный состав, фильм не слишком погрешил против истории.
XVIII век«Барри Линдон»
Оскароносный фильм Стэнли Кубрика, который снят с использованием подлинных декораций, костюмов и только с естественным дневным светом. Потрясающее превращение занудного викторианского романа в захватывающий фильм-притчу на тему «жизнь как дуэль».
Молодой ирландец, лелеющий в душе честолюбивые планы, готов на многое, лишь бы выбиться в люди. Во что бы то ни стало он стремится стать дворянином, а крепкая ирландская хватка и природная хитрость помогают ему покинуть ряды середнячков.
«Мария-Антуанетта»
Сладкая пастельная драма о быте и нравах королевского двора. Самый яркий, эпатажный и в то же время достаточно достоверный фильм о Марии-Антуанетте. А Кирстен Данст чудо как хороша в рюшах и полуметровых цветных париках.
14-летняя Мария – самая младшая дочь императрицы Австрии Марии Терезии выходит замуж за дофина Франции, Людовика XVI. На границе Франции и Австрии происходит символическая церемония. По традиции невеста оставляет всё, что напоминало бы ей об иностранном дворе. Выходя из палатки на французскую сторону, Мария-Антония становится дофиной Марией-Антуанеттой…
XIX век«Доблесть»
Необычный взгляд на Гражданскую войну в США: фильм посвящен 54-му Массачусетскому добровольческому полку, целиком состоявшему из афроамериканцев, сражавшихся на стороне Севера.
Фильм основан на письмах полковника Роберта Гулда Шоу, а многие историки подчеркивают, что битвы были экранизированы вполне аутентично.
Ответы пользователей сети «Почему мы изучаем историю»
Сельдерея Сельдеревна
Для того, чтобы не повторять тех ошибок, которые были раньше. Да и человек, не знающий истории своей страны, – человек без рода.
Алиса Ивановна
Мы должны изучать историю, дабы не повторять ошибок и вместе с тем накапливать положительный опыт и применять его строя наше настоящее
Лютый
Мы изучаем историю, чтобы знать, что было в прошлом. Если мы не будем изучать то мало чего будем знать. Сколько постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. . И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит Трубецкой Ведь каждый человек несет в себе черты национального характера, национального сознания и, познавая свой народ, он тем самым познает самого себя.
Liudmila Sharukhia
Каждый народ выражает себя через эмоции и чувства — так возникает национальное искусство, через разум — так возникает национальная философия и наука, и через действие, волю — так возникает национальная история. И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания.