Праздник Купала
Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) – народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).
Происхождение названия
По мнению Н. М. Гальковского, «в купальском празднике соединилось два элемента: языческий и христианский». Точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель». Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Божество «Купала», впервые упоминаемое в поздней Густынской летописи (XVII век), является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество». «Бесовские» имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена «богов» под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.
Традиции и обряды
Традиция жечь костры
Своими корнями она уходит в языческое прошлое и связана с летним солнцестоянием. Световой день становился все меньше, чем охотно пользовались темные силы. И чтобы отогнать разного рода демонов, люди выходили на массовые гулянья вокруг костров. Впрочем, собирались не просто погреться, а ради соревновательных прыжков – кто прыгнет выше всех над костром, тот будет самым счастливым. А уже над затухающим огнем, взявшись за руки, начинали прыгать влюбленные парочки. Если руки расцепятся – оставаться вместе им не судьба, а если удержаться вместе – будут любить друг друга много лет.
Еще огонь использовали для исцеления, считая, что если сжечь в купальскую ночь одежду больного человека, он вскоре выздоровеет. Ну а чтобы придать ночному гулянью зрелищности, сельские парубки поджигали бочки и с высокого берега скатывали их в воду.
Вода на Ивана Купала
Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. 7 июля христиане отмечают также день рожденья Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордане. Поэтому
считается, что именно с этого дня купания в открытых водоемах становятся безопасными – из рек и озер изгоняется вся нечисть.
Протекция Купалы над любителями поплавать и порезвиться в воде длится до Ильина дня, который отмечают 2 августа. Кроме целебного купания, оздоровить тело и душу способна утренняя роса, а молодых девушек она сделает еще красивее. Умывшись утром, вечером девушки пускают по воде венки, гадая на любовь.
Травы на Ивана Купала
На Ивана Купала особыми целебными силами обладают полевые травы и цветы – их собирают, сушат и используют потом весь год для лечения, защиты дома от злых духов и сглаза.
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывали предания о кладах. Папоротник в эту ночь раскрывается сильным, огненно-красным (издали малиновым), слегка мерцающим цветом и дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Когда-то в ночь перед Купалой смелые юноши искали цветок папоротника в надежде увидеть будущее и обрести несметные богатства. А еще, говорят, только в этот день молодежь могла себе позволить отступить от привычных норм поведения и не стесняясь укора взрослых, веселиться от души. Ивана Купала – самый необычный, необузданный и чувственный праздник, пришедший к нам с языческих времен.
Травы, «отгоняющие нечистую силу»
- Полынь – по традиции использовали как защиту от русалок и другой нечистой силы. Эту горькую траву вплетали в косу, клали под подушку и под крышу дома. Также в народной медицине полынь горькую применяют при желтухе, язвенном колите, поносе, отеках, водянке, геморрое, изжоге. Настой: 2 ч. л. травы в 1, 5 стакана кипятка — по 1/3 стакана 3 раза в день.
- Зверобой – народные поверья велели собирать это растение ровно в полночь. Веточки из него собирали в пучок, который вешали у входной двери. По поверьям, благодаря такой защите, беда обходит дом стороной. Кроме того, собранным зверобоем лечили, по рецептам травников «девяносто девять болезней», сравнивая растения с мукой, без которой нельзя испечь хлеба. Применяют зверобой при кашле, кровохарканье, внутренних кровотечениях, желтухе, заболеваниях почек, сахарном диабете, анемии, опухолях. Листья и траву зверобоя в быту употребляли как суррогат чая. Масло: ½ стакана порошка травы зверобоя настаивают 3 недели в 1 стакане подсолнечного масла, или 100 г травы настаивают в 0, 5 л. растительного масла 1 ч. на водяной бане и несколько часов в теплом месте, потом отжимают и процеживают. Настой: 1 ст.л. травы залить 1,5 ст. кипятка, настаивать в течение получаса, процедить.
- Иван-да-Марья – сорванный в Купальскую ночь цветок служил оберегом жилища от воров. В то же время этот яркий фиолетово-желтый цветок почитался как «любовное зелье». Настой: 1 ст. л. иван-да-марьи заливают стаканом кипятка, настаивают около получаса и процеживают. Для эффективного лечения отвар употребляют дважды в день по половине стакана. Такой настой применяют для лечения гипертонии.
Любовные травы
- Тирлич – незамужние девушки верили, что отвар травы способен ускорить встречу влюбленных и придать девице особенно привлекательный вид. Поэтому настой этой травы варили в новом горшке, умывались им трижды. Травники горечавкой желтой (второй название тирлича) лечили заболевания печени и желчевыводящих путей, также трава снижает уровень холестерина в крови при его высоком уровне при атеросклерозе. Используют тирлич при моче-каменной болезни. Также растение является противоаллергическим средством. Отвар: (10 г или 1 стол. ложка сырья на 200 мл кипятка) принимают по 1 стол. ложке 3 разы в день за 30–40 мин. до еды.
- Любисток – использовали для того, чтобы сохранить молодость и красоту. Его, вместе с бутонами роз, добавляли в воду для купания, ополаскивали волосы, вплетали в косы. Кроме того, любистком лечили бронхиальную астму, заболевание почек, холецистит, ревматизм, астению и анемию, гнойники. Настой: 2-3 ч.л. корня отварить в 250 мл. кипятка. Принимать по 15 мл. 3 раза в день.
- Барвинком пользовались, чтобы парень, как это растение «стелился» перед девушкой. Поэтому им умывались и обливались настоем. В народной же медицине отвар барвинка принимают при бесплодии, белях, а также для полосканий ротовой полости при зубной боли, воспалении слизистой, при неприятном запахе изо рта. Отвар также обладает противоопухолевым действием, им ещё промывают кровоточащие, гнойные раны, а при экземе делают примочки. Кроме того, растение используют в косметологии. Настой: 1 ч.л. травы залить 1 стаканом кипятка, настоять 20 мин. и процедить. Употреблять по 1 ст. л. 3 раза в день.
Гадания, поверья и приметы
- Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав – лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.
- Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.
- Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет – чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.
- Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти – для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.
- В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.
- В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.
- Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома – люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.
- По одной из легенд, цветок иван-да-марья – это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.
- Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.
- По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.
- Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
- На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.
- А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.
- Сильная роса на Ивана Купалу – к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно – грибов будет много.
Молодёжные игры
В купальскую ночь, как и в одну из ночей на зимние святки, у восточных славян часто совершались ритуальные бесчинства молодёжи: крали дрова, телеги, ворота, затаскивали их на крыши, подпирали двери домов, замазывали окна и т. п.Бесчинства в купальскую ночь – южно-русская и полесская традиция.
Среди наиболее характерных действий в полесских описаниях бесчинств упоминаются следующие:
- крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их;
- разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы;
- разбирали и раскидывали заборы, колодцы;
- снимали ворота, калитки;
- перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них баррикады;
- переплетали дорогу нитками, кишками зарезанного барана, перегораживали палками;
- забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы, колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши домов;
- закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату;
- подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома; · бросали в колодец ульи, колоды, гладышки, дежу, жлукто, мялку для льна, жерди и т. п.;
- выводили из хлева скотину, угоняли лошадей.
Характер этих действий и прежде всего такие их элементы, как воровство, переворачивание, разбрасывание, разрушение, сжигание, перегораживание дороги и др., не оставляют сомнения в их сакральной функции и заставляют относить ритуальные бесчинства к категории охранительных и очистительных обрядов. Перечень мест, куда относят краденые предметы: на соседние дворы, на улицу, в реку, на кладбище, на крышу, на дерево, на грушу, в огонь, – поразительно близок к локативам в обрядах проводов или изгнания нечистых духов и персонажей (зимы, масленицы, ведьмы, русалки и т. п.).
Игра солнца
Известно поверье, согласно которому на Ивана Купалу солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят: солнце играет или скачет. В отдельных традициях: купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветёт, красуется (рус.); солнце до венца идёт (полес.).
В некоторых районах Болгарии считается, что на рассвете в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные – его братья – светят в другое время и над другими землями.
Как уберечь себя от нечистой силы в этот день
В купальскую ночь также можно наткнуться на нечистую силу. Особое место отводилось русалкам, которые в это время выходили из воды и отправлялись гулять по лесу или в поле. Молодые парни, которые наткнулись на русалку, должны были вести себя предельно осторожно: нельзя игнорировать – иначе защекочет до смерти, но и не поддаваться её чарам – затащит на дно пруда, откуда нельзя вернуться. Чтобы русалка не могла к тебе приблизиться, нужно носить мыту, полынь, любисток. Девушкам также следовало опасаться водяных нимф – не гулять самим по лесу и не купаться без нательного крестика.
Что нельзя делать на Ивана Купала?
Прежде всего, до самого дня 7 июля ни в коем случае нельзя было купаться в водоемах. И только с приходом Иван Купала плаванье разрешалось – все запреты снимались, однако на протяжении праздника запрет продолжал действовать на определенные группы населения. На Ивана Купала люди забавлялись, обливая друг друга водой, однако беременных, детей и стариков обрызгивать нельзя было. Считалось, что нечисть, которая убирается из воды на праздник Иван Купала, все еще может навредить им, поскольку и у женщин в положении, и у детей, и у пожилых людей организм не столь крепок.
На Ивана Купала нельзя было спать, поскольку нечисть тоже не дремлет, а пытается строить козни людям и их домашней скотине. В любую минуту могут забрать к себе домовые, водяные, лешие и русалки (эти мифические существа, которые дошли до наших дней от славян-язычников, доказывают, насколько сильна дохристианская составляющая Ивана Купала). Чтобы уберечься от злых духов, наши предки развешивали в домах и хлеву крапиву, любисток, барвинок, вербу, конопли, полынь… и даже зеркала и рваные мужские штаны. А в некоторых регионах даже втыкали перед хлевом осиновый кол. Самым эффективным средством считалась иван-да-марья, будто бы ее цветы ночью разговаривали между собой и так отпугивали нечисть.
На Ивана Купала нельзя было отдавать, продавать или одалживать что-либо, поскольку семья могла обеднеть.
Ивана Купала: что нельзя делать (из истории и легенд)
- Вообще к домашней скотине в этот день отношение особое. Так, запрещалось на Ивана Купала бить корову палкой, а то вымя высохнет (в это верили гуцулы).
- А чтобы не попасться в цепкие лапы перелесника (мифическое создание, принимающее облик любимого человека), нельзя поднимать на дороге найденные вещи, лучше оставить их на месте.
- Нельзя было не приходить к купальскому костру, где собиралось все село. Женщин, не появившихся на празднестве, считали ведьмами.
Праздник в художественной литературе
«Вечер накануне Ивана Купала» – повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».
Тема праздника Иван Купала занимает особое место в творчестве Сергея Есенина. Этому празднику посвящено стихотворение его «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета.
С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница – канун Иванова дня).
Поговорки и приметы
- «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке» (южн.).
- «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься».
- «Иванов день пришёл, траву собирать пошёл».
- «На Ивана Купала появляются светляки».
- «Первый покос. Выходи на косовицу» (южн.).
Видео
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала
http://dozor.kharkov.ua/1000981/zhizn/religija/1110588.html?PHPSESSID=8un36uhnm97rsepooa7ktq3120
http://www.aif.ua/health/life/prazdnik_ivana_kupaly_magicheskie_svoystva_kupalskih_trav
https://ua.igotoworld.com/ru/article/479_prazdnik-ivana-kupala.htm
https://ukranews.com/news/506821-yvana-kupala-2017-zaprety-obryady-y-prymety-letnego-prazdnyka
Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) – народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).
Происхождение названия
По мнению Н. М. Гальковского, «в купальском празднике соединилось два элемента: языческий и христианский». Точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель». Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Божество «Купала», впервые упоминаемое в поздней Густынской летописи (XVII век), является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество». «Бесовские» имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена «богов» под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.
Традиции и обряды
Традиция жечь костры
Своими корнями она уходит в языческое прошлое и связана с летним солнцестоянием. Световой день становился все меньше, чем охотно пользовались темные силы. И чтобы отогнать разного рода демонов, люди выходили на массовые гулянья вокруг костров. Впрочем, собирались не просто погреться, а ради соревновательных прыжков – кто прыгнет выше всех над костром, тот будет самым счастливым. А уже над затухающим огнем, взявшись за руки, начинали прыгать влюбленные парочки. Если руки расцепятся – оставаться вместе им не судьба, а если удержаться вместе – будут любить друг друга много лет.
Еще огонь использовали для исцеления, считая, что если сжечь в купальскую ночь одежду больного человека, он вскоре выздоровеет. Ну а чтобы придать ночному гулянью зрелищности, сельские парубки поджигали бочки и с высокого берега скатывали их в воду.
Вода на Ивана Купала
Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. 7 июля христиане отмечают также день рожденья Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордане. Поэтому
считается, что именно с этого дня купания в открытых водоемах становятся безопасными – из рек и озер изгоняется вся нечисть.
Протекция Купалы над любителями поплавать и порезвиться в воде длится до Ильина дня, который отмечают 2 августа. Кроме целебного купания, оздоровить тело и душу способна утренняя роса, а молодых девушек она сделает еще красивее. Умывшись утром, вечером девушки пускают по воде венки, гадая на любовь.
Травы на Ивана Купала
На Ивана Купала особыми целебными силами обладают полевые травы и цветы – их собирают, сушат и используют потом весь год для лечения, защиты дома от злых духов и сглаза.
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывали предания о кладах. Папоротник в эту ночь раскрывается сильным, огненно-красным (издали малиновым), слегка мерцающим цветом и дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
Когда-то в ночь перед Купалой смелые юноши искали цветок папоротника в надежде увидеть будущее и обрести несметные богатства. А еще, говорят, только в этот день молодежь могла себе позволить отступить от привычных норм поведения и не стесняясь укора взрослых, веселиться от души. Ивана Купала – самый необычный, необузданный и чувственный праздник, пришедший к нам с языческих времен.
Травы, «отгоняющие нечистую силу»
- Полынь – по традиции использовали как защиту от русалок и другой нечистой силы. Эту горькую траву вплетали в косу, клали под подушку и под крышу дома. Также в народной медицине полынь горькую применяют при желтухе, язвенном колите, поносе, отеках, водянке, геморрое, изжоге. Настой: 2 ч. л. травы в 1, 5 стакана кипятка — по 1/3 стакана 3 раза в день.
- Зверобой – народные поверья велели собирать это растение ровно в полночь. Веточки из него собирали в пучок, который вешали у входной двери. По поверьям, благодаря такой защите, беда обходит дом стороной. Кроме того, собранным зверобоем лечили, по рецептам травников «девяносто девять болезней», сравнивая растения с мукой, без которой нельзя испечь хлеба. Применяют зверобой при кашле, кровохарканье, внутренних кровотечениях, желтухе, заболеваниях почек, сахарном диабете, анемии, опухолях. Листья и траву зверобоя в быту употребляли как суррогат чая. Масло: ½ стакана порошка травы зверобоя настаивают 3 недели в 1 стакане подсолнечного масла, или 100 г травы настаивают в 0, 5 л. растительного масла 1 ч. на водяной бане и несколько часов в теплом месте, потом отжимают и процеживают. Настой: 1 ст.л. травы залить 1,5 ст. кипятка, настаивать в течение получаса, процедить.
- Иван-да-Марья – сорванный в Купальскую ночь цветок служил оберегом жилища от воров. В то же время этот яркий фиолетово-желтый цветок почитался как «любовное зелье». Настой: 1 ст. л. иван-да-марьи заливают стаканом кипятка, настаивают около получаса и процеживают. Для эффективного лечения отвар употребляют дважды в день по половине стакана. Такой настой применяют для лечения гипертонии.
Любовные травы
- Тирлич – незамужние девушки верили, что отвар травы способен ускорить встречу влюбленных и придать девице особенно привлекательный вид. Поэтому настой этой травы варили в новом горшке, умывались им трижды. Травники горечавкой желтой (второй название тирлича) лечили заболевания печени и желчевыводящих путей, также трава снижает уровень холестерина в крови при его высоком уровне при атеросклерозе. Используют тирлич при моче-каменной болезни. Также растение является противоаллергическим средством. Отвар: (10 г или 1 стол. ложка сырья на 200 мл кипятка) принимают по 1 стол. ложке 3 разы в день за 30–40 мин. до еды.
- Любисток – использовали для того, чтобы сохранить молодость и красоту. Его, вместе с бутонами роз, добавляли в воду для купания, ополаскивали волосы, вплетали в косы. Кроме того, любистком лечили бронхиальную астму, заболевание почек, холецистит, ревматизм, астению и анемию, гнойники. Настой: 2-3 ч.л. корня отварить в 250 мл. кипятка. Принимать по 15 мл. 3 раза в день.
- Барвинком пользовались, чтобы парень, как это растение «стелился» перед девушкой. Поэтому им умывались и обливались настоем. В народной же медицине отвар барвинка принимают при бесплодии, белях, а также для полосканий ротовой полости при зубной боли, воспалении слизистой, при неприятном запахе изо рта. Отвар также обладает противоопухолевым действием, им ещё промывают кровоточащие, гнойные раны, а при экземе делают примочки. Кроме того, растение используют в косметологии. Настой: 1 ч.л. травы залить 1 стаканом кипятка, настоять 20 мин. и процедить. Употреблять по 1 ст. л. 3 раза в день.
Гадания, поверья и приметы
- Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав – лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.
- Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.
- Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет – чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.
- Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти – для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.
- В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.
- В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.
- Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома – люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.
- По одной из легенд, цветок иван-да-марья – это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.
- Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.
- По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.
- Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
- На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.
- А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.
- Сильная роса на Ивана Купалу – к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно – грибов будет много.
Молодёжные игры
В купальскую ночь, как и в одну из ночей на зимние святки, у восточных славян часто совершались ритуальные бесчинства молодёжи: крали дрова, телеги, ворота, затаскивали их на крыши, подпирали двери домов, замазывали окна и т. п.Бесчинства в купальскую ночь – южно-русская и полесская традиция.
Среди наиболее характерных действий в полесских описаниях бесчинств упоминаются следующие:
- крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их;
- разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы;
- разбирали и раскидывали заборы, колодцы;
- снимали ворота, калитки;
- перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них баррикады;
- переплетали дорогу нитками, кишками зарезанного барана, перегораживали палками;
- забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы, колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши домов;
- закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату;
- подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома; · бросали в колодец ульи, колоды, гладышки, дежу, жлукто, мялку для льна, жерди и т. п.;
- выводили из хлева скотину, угоняли лошадей.
Характер этих действий и прежде всего такие их элементы, как воровство, переворачивание, разбрасывание, разрушение, сжигание, перегораживание дороги и др., не оставляют сомнения в их сакральной функции и заставляют относить ритуальные бесчинства к категории охранительных и очистительных обрядов. Перечень мест, куда относят краденые предметы: на соседние дворы, на улицу, в реку, на кладбище, на крышу, на дерево, на грушу, в огонь, – поразительно близок к локативам в обрядах проводов или изгнания нечистых духов и персонажей (зимы, масленицы, ведьмы, русалки и т. п.).
Игра солнца
Известно поверье, согласно которому на Ивана Купалу солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят: солнце играет или скачет. В отдельных традициях: купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветёт, красуется (рус.); солнце до венца идёт (полес.).
В некоторых районах Болгарии считается, что на рассвете в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные – его братья – светят в другое время и над другими землями.
Как уберечь себя от нечистой силы в этот день
В купальскую ночь также можно наткнуться на нечистую силу. Особое место отводилось русалкам, которые в это время выходили из воды и отправлялись гулять по лесу или в поле. Молодые парни, которые наткнулись на русалку, должны были вести себя предельно осторожно: нельзя игнорировать – иначе защекочет до смерти, но и не поддаваться её чарам – затащит на дно пруда, откуда нельзя вернуться. Чтобы русалка не могла к тебе приблизиться, нужно носить мыту, полынь, любисток. Девушкам также следовало опасаться водяных нимф – не гулять самим по лесу и не купаться без нательного крестика.
Что нельзя делать на Ивана Купала?
Прежде всего, до самого дня 7 июля ни в коем случае нельзя было купаться в водоемах. И только с приходом Иван Купала плаванье разрешалось – все запреты снимались, однако на протяжении праздника запрет продолжал действовать на определенные группы населения. На Ивана Купала люди забавлялись, обливая друг друга водой, однако беременных, детей и стариков обрызгивать нельзя было. Считалось, что нечисть, которая убирается из воды на праздник Иван Купала, все еще может навредить им, поскольку и у женщин в положении, и у детей, и у пожилых людей организм не столь крепок.
На Ивана Купала нельзя было спать, поскольку нечисть тоже не дремлет, а пытается строить козни людям и их домашней скотине. В любую минуту могут забрать к себе домовые, водяные, лешие и русалки (эти мифические существа, которые дошли до наших дней от славян-язычников, доказывают, насколько сильна дохристианская составляющая Ивана Купала). Чтобы уберечься от злых духов, наши предки развешивали в домах и хлеву крапиву, любисток, барвинок, вербу, конопли, полынь… и даже зеркала и рваные мужские штаны. А в некоторых регионах даже втыкали перед хлевом осиновый кол. Самым эффективным средством считалась иван-да-марья, будто бы ее цветы ночью разговаривали между собой и так отпугивали нечисть.
На Ивана Купала нельзя было отдавать, продавать или одалживать что-либо, поскольку семья могла обеднеть.
Ивана Купала: что нельзя делать (из истории и легенд)
- Вообще к домашней скотине в этот день отношение особое. Так, запрещалось на Ивана Купала бить корову палкой, а то вымя высохнет (в это верили гуцулы).
- А чтобы не попасться в цепкие лапы перелесника (мифическое создание, принимающее облик любимого человека), нельзя поднимать на дороге найденные вещи, лучше оставить их на месте.
- Нельзя было не приходить к купальскому костру, где собиралось все село. Женщин, не появившихся на празднестве, считали ведьмами.
Праздник в художественной литературе
«Вечер накануне Ивана Купала» – повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».
Тема праздника Иван Купала занимает особое место в творчестве Сергея Есенина. Этому празднику посвящено стихотворение его «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета.
С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница – канун Иванова дня).
Поговорки и приметы
- «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке» (южн.).
- «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься».
- «Иванов день пришёл, траву собирать пошёл».
- «На Ивана Купала появляются светляки».
- «Первый покос. Выходи на косовицу» (южн.).
Видео
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала
http://dozor.kharkov.ua/1000981/zhizn/religija/1110588.html?PHPSESSID=8un36uhnm97rsepooa7ktq3120
http://www.aif.ua/health/life/prazdnik_ivana_kupaly_magicheskie_svoystva_kupalskih_trav
https://ua.igotoworld.com/ru/article/479_prazdnik-ivana-kupala.htm
https://ukranews.com/news/506821-yvana-kupala-2017-zaprety-obryady-y-prymety-letnego-prazdnyka