Растафарианство, Растафарай

Сегодня многих молодых людей интересуют вопрос, что значит Растафарай, и чтобы на него ответить была написана эта небольшая статья. Прочтите ещё несколько интересных статей на тему жаргона наркоманов, например, что значит Флакка, как понять слово Фагать, кто такой Шпак?

На самом деле Растафарай, или как его ещё называют Растафарианство сегодня стало не столько молодёжной субкультурой, сколько новой религией. Обычно люди, при слове растафарай представляют себе подростка с дредами, либо в яркой (зелёной, жёлтой, красной) шапочке.

Кроме того, сейчас большинству молодых людей плевать, что значит Джа Растафарай, а ведь это течение приняло в себя множество различных религий, культов и учений. Их по большей части интересуют внешние атрибуты, и образ жизни, который основывается на гедонизме.

Теперь поговорим немного, откуда растут «корни», этой одной из самых странных религий. Что значит Джа? Для начала нужно уяснить, что слово «Джа» можно перевести, как Иегова.  Согласно этому учению Джа посещал нашу грешную землю два раза, первый раз он воплотился в человеке, которого мы знаем, под именем Иисуса Христа, а второй раз в императора Хайле Селассие I, который проживал на Ямайке и до коронации имел имя Тафари Макконен.

Растафарианство — это не только молодёжная культура, но и самая настоящая религия. Многие привыкли понимать под растафарианцами молодых людей с дредами или в разноцветных шапках и с самокруткой в зубах, но по сути всё это только внешние атрибуты. По своей сути растафарианство — это смесь различных учений, религий и культов, среди которых африканское христианство, сионские и апостольские культы, идеи и философия различных сект.

Растафарианство возникло на Ямайке в 1930-х годах и является одной из самых молодых религий. Само название «Растафари» происходит от имени последнего императора Эфиопии, которого звали  Тафари Маконнен (Хайле Селассие I), которого приверженцы этой конфессии считают воплощением Бога на земле — Джа (Джа — Jahve — Яхве), и который является потомком Соломона и царицы Савской. Основной идеей растафари является отказ от западного образа жизни, который они называют Вавилоном, и которому суждено рухнуть. На этой почве они некогда очень сблизились и даже перемешивались с хиппи. Позже к ним примкнули представители гаитянской  религии Вуду. Также известным и одним из главных атрибутов растаманов является употребление наркотического растения каннабиса. Раста провозглашают Африку и Сион, как первородину всего человечества, в которую все должны вернутся, и которая будет главенствовать в будущем над всеми остальными континентами.

Уже к 1997 году растафарианство приняли более миллиона человек по всему миру. Сейчас эта цифра во много раз больше. В огромной степени этому способствуют различные новомодные молодёжные течения, которые вдохновляются основой из раста-музыки регги (реггей), ярким и центральным музыкантом которой стал всем известный Боб Марли. По их мнению, употребление наркотических средств — каннабиса — вовсе не вредит человеку, а помогает сбросить лишние преграды, которые мешают понять человеку истину этого мира. По мнению растаманов, только таким образом — через употребление травы мудрости — возможно прийти к пониманию. В подтверждении своих слов они приводят различные цитаты из библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;». От туда же они взяли и идею о том, что нельзя стричь волосы и постоянно отращивают их, скручивая в специальные локоны — дреды.

Возникнув когда-то, как единая идейная религия, сейчас растафарианство разделилось на множество конфессий. Одной из самых ярких является христианская конфессия, которая появилась благодаря Маркусу Гарви, которого считают пророком Джа. Он создал движение «Назад в Африку», основной концепцией которого является то, что именно Африка является первородиной, и всем людям необходимо туда же и вернуться. В своих проповедях Маркус Мосайя Гарви назвал Иисуса негром, а людей с чёрной кожей властителями мира, построившими цивилизацию. Рай на земле — это Эфиопия и туда-то, пришедший на землю Джа, когда-нибудь уведёт их всех. По представлениям растафарианцев, некогда Бог наказал всех чернокожих и отдал в рабство белым, чтобы те поняли свои грехи и, посмотрев на белых людей, стали вести себя иначе, отличаться внешне и внутренне. Только тогда они будут достойны рая.

Стоит сказать, что именно музыка регги популяризировала идею растаманства сначала на Ямайке, потом в Великобритании, Америке, а потом и по всему миру. Регги же практически полностью уничтожило в этой религии расовую подоснову, сделав её доступной для чернокожего, белокожего и др. населения мира. Можно добавить, что раста — довольно неоднозначная религия и, хоть и зародилась на основе христианства, очень сильно от него отличается.

Растаманы  исповедуют любовь к ближнему и полное вегетарианство, они против насильного навязывания своей веры и даже против того, чтобы рассказывать о ней тому человеку, который далёк от их мировоззрения. По их мнению, человек обязательно придёт к Джа, если услышит зов в своём сердце. Поэтому нет никакого посвящения и соответствующих ритуалов, как в других религиях. Если человек принял для себя растафарай, значит, он уже посвящён. Согласно философии данного верования, чтобы прийти к растафарианству, нужно сделать всего две вещи: победить Вавилон внутри себя и осознать волю Джа.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка: Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка: Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению…».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Видео

Источники