Родноверие - История, учение родноверов, пантеон, основы родноверия, или во что верят родноверы, конфликты между родноверами и представителями других религий

Родноверие

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Родноверие («родная вера», «родоверие», «родолюбие», «родобожие») – новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Некоторые родноверы проводят обряды «очищения» и «имянаречения», в результате которых получают новое имя.

История

Начало

Первые религиозные родноверческие общины появились в конце 1980-х годов, но они не имели официального статуса и теперь затруднительно составить ясное представление о фактическом их масштабе.

Членами первых неофициальных объединений русских, украинских, белорусских язычников становились в основном те представители научно-технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, которые не принимали происходивший в стране процесс усиления общественной роли Русской православной церкви.

Первые лидеры

В начале 1990-х годов появляются первые известные лидеры «родноверческих» общин, такие как: доктор философских и кандидат психологических наук А. Н. Наговицын («волхв Велемудр»), психолог Г. П. Якутовский («волхв Всеслав Святозар»), писатель А. К. Белов («Селидор»), химик К. В. Бегтин («волхв Огнеяр»), кандидат физико-математических наук Н. Н. Сперанский («волхв Велимир»), кандидат физико-математических наук, ученый-геофизик и писатель А. В. Платов («кнес Иггволод»), химик, поэт и публицист Д. А. Гаврилов («волхв Иггельд»), Д. А. Гасанов («волхв Богумил») и др. Определённым авторитетом в этих кругах также пользовался А. А. Добровольский («Доброслав»), бывший диссидент и публицист националистического толка, удалившийся в деревню Весенёво (Кировская область) и ведший оттуда большую пропагандистскую работу. Среди лидеров родноверов начала 1990-х годов следует также упомянуть В. Н. Безверхого(Остромысла), основавшего ещё в 1986 году в Ленинграде тайное «Общество волхвов».

Первые слёты, праздники и общины

Активная публицистическая и пропагандистская работа этих людей и их сторонников привела к образованию в постсоветской России нескольких десятков языческих общин, занимавшихся в основном пропагандой неоязычества и подготовкой и организацией традиционных славянских календарных праздников: Масленицы, Купалы, Солнцеворота. Слёт с участием 19 человек, состоявшийся 25 июня 1994 года близ д. Угрюмово, на реке Воре, на границе Калужской и Смоленской областей, преподносится в историографии «Союза славянских общин славянской родной веры» как первый «за несколько сотен лет в России» праздник Купала.

Рост масштаба. Международные съезды

В 1999 году в Москве образуется союз общин «Велесов Круг», на 2011 год насчитывавший в своём составе 9 общин («Родолюбие», «Триглав», «Хоровод» и иные), в том числе из Белоруссии и Украины. С 2001 года и по настоящее время «Велесов Круг» издал наибольшее число литературы по родноверию религиозного толка, а также проводит масштабные мероприятия – на Купалу под городом Малоярославец собирается до 800 участников. С 7 по 9 августа 2003 года в столице Литвы Вильнюсе прошёл 6-й Всемирный Конгресс Этнических религий (WCER), на котором с докладом о современном состоянии языческих общин в России выступил волхв Добромир из московской общины «Коляда вятичей». 23-24 апреля 2004 года в Калуге прошёл «Первый Международный Съезд Славянских Общин», организованный ССО, в нём приняли участие 90 делегатов – в основном из России, но также из Белоруссии и Украины – в общей сложности из 27 регионов. В 2007 и 2008 годах проходят объединительные съезды Круга Языческой Традиции, на которых принимается за теоретическую основу развития современного языческого движения так называемый «Манифест языческой Традиции».

Современная численность родноверов в РФ

Всего в РФ, из нескольких сотен общин, в 2006 году официально было зарегистрировано 8 языческих организаций. Данные приводятся без учёта многочисленных религиозных групп, которые дожидаются истечения 15-летнего срока существования, для регистрации в качестве юридических лиц – религиозных языческих общин.

Согласно всероссийскому исследованию «АРеНа» («Атлас религий и национальностей России»), представленному 16 января 2013 года исследовательской службой «Среда» и фондом «Общественное мнение», язычниками («Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы») себя назвали 1,5 % россиян.

Хотя надо учитывать, что под россиянами имеются ввиду все народы России, а не только русские. В частности, наивысший процент исповедующих «традиционную религию предков» данный опрос показал на Алтае, в Якутии и Тыве – 13 %, 13 % и 8 % соответственно. Таким образом, процент собственно родноверов, русских неоязычников, будет существенно ниже. По целому ряду «русских» областей, таких как Тверская, Смоленская или Курская, процент исповедующих «традиционную религию предков» вообще оказывается равен нулю.

Учение родноверов

Стоит сказать и об обрядностях родноверов. Разные общины и организации могут проводить обряды и праздники в соответствии со своими взглядами, которые отличаются от общин соратников. Главными считаются четыре годовых солнечных праздника: Коляда, Комоедица, Купала, Таусень. Также распространенными праздниками являются Перунов День, День Макоши, Велесовы дни и др. Существуют внешние обрядовые праздники, на которые приглашаются все желающие и собирающие очень много людей, и внутренние, в проведении которых участвуют только члены общины. Месяцы года или кологода также именуются по древнеславянски.

Каждая родноверческая община имеет собственную символику. Часто это некий набор, иногда довольно сложный, различных древнеславянских символов и рун. Самыми распространёнными являются солярные знаки. Так же стоит сказать и про капища. У каждой общины или организации родноверов, как и других языческих, неоязыческих, около- или псевдоязыческих групп, имеются собственные капища (у некоторых их несколько). Капища имеют самые разные виды, начиная от расчищенного места в поле или лесу с идолами Богов и заканчивая строениями (святилищами), в которых проводятся различные обряды.

Пантеон

Пантеон Богов у разных родноверческих общин может несколько отличаться, но в основном он везде имеет общие черты. Главным Богом традиционно считается Род. Не менее почитаемыми являются Сварог, Перун, Велес, Лада, Макошь, Стрибог, Чернобог, Ярило, Хорс и некоторые другие.

Основой веры в Родноверии служит то, что существует Единый Бог. Их не много – он один. Он и есть всё, что окружает нас. Бог – есть всё на Земле и на Небесах. Остальные боги – силы Единого Бога (Рода), проявляемые в разных ипостасях.

Бог в Родноверии — не хозяин вселенной, а сам и есть вселенная. Большинство родноверов называют этого единого бога Родом, другие Сварогом, третьи – матушкой при-Родой, четвёртые – Триединосущим Великим Триглавом, который «может являть себя как Правь-Навь-Явь; Сварог-Чернобог-Белобог; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дуб-Дид-Сноп».

Что касается разных земельных территорий, то у славян разнятся обряды, обычаи, праздники, календарь и так далее, что позволяет говорить о разных видах идолопоклонства. Некоторые общины чтят богов, выстраивая им храмы. Они считают, что именно в них боги и поселяются. Другие же верят, что боги живут в лесах, полях, пущах, озёрах, реках, морях. Некоторые Родноверы считают, что все боги поклоняются одному Единому Богу, чтят его, выполняют его поручения. Сами Родноверы пишут, что порой и между ними возникают разногласия. Когда молодой, неопытный человек в общине, например, просит совета о том, к какой из сил единого Бога обратиться, ему затрудняются ответить. Один посоветует Перуна, другой – Макоши, третий – Рода, а четвёртый и вовсе лекцию прочитает, о том, что при семейных проблемах поможет Лада, а при учёных вопросах – Велес. И только истинный Родновер с опытом скажет, что это условности, и нет на самом деле никакой разницы между богами, поскольку все они – проявления одного Бога – Единого. И не только поэтому. Родноверие учит действовать по воле сердца, согласно тому, как чувствует душа.

Основы родноверия, или во что верят родноверы

  1. Родноверие – Родная вера русской земли, которую исповедовали наши предки с самых древних времён. Язычество родилось вместе с человеком, как только он стал отличаться от животного. А славянская Родная вера существует с тех самых пор, как появились славянские племена – это 35000 лет назад. Современные наследники этой веры предпочитают называть её «Родноверием», нежели чем «язычеством» – чтобы не вызывать негативные ассоциации, навешанные на это слово за века христианских гонений.
  2. Родноверие – это Природная духовность, она присуща душе человека изначально. Если бы человек рос в полном уединении, не зная никаких человеческих учений – он вырос бы язычником. Ему не надо было бы объяснять, что всё вокруг – живое, всё в мире взаимосвязано и реагирует на движения души. Тесно общаясь с природой, он чувствовал бы своё кровное родство с нею, со всеми живыми существами, и общался бы с силами природы как со старшими родственниками.
  3. Родноверие – это, прежде всего мироощущение, а уж затем – миропонимание. Мы общаемся с миром, чувствуем его, и на основе своих ощущений создаём картину мира, свою систему мировоззрения. Человек не обязан принимать на веру чьи-то умопостроения о человеке, мире и Боге, дескать: Земля стоит на трёх китах. Или: мы все от рождения грешны. Родная вера – это способ бытия в мире, а не теоретическая установка, отдельная от повседневности. Смысл веры предков – жить в ладу с Природой и со своей совестью.
  4. Родноверие не произошло от какого-то одного родоначальника (пророка, мудреца или законодателя), не имеет единого Священного Писания, единого канона, который обязаны исповедовать все. Как известно, что имеет начало – будет иметь и конец. То, что создал человек – не вечно и не всеохватно, одна книга не может вместить всю мудрость мира – поэтому учения, зацикленные на личности или писании – сами положили себе ограничения.
  5. Родноверие объединяет в себе Единобожие и Многобожие. РОД – почитается как Единый Бог (Всебог), и одновременно Он многолик: все Родные Боги – его Лики, его проявления. Такое строение называется Родобожие. Боги олицетворяют различные Силы в природе и в человеке, а Род – Великая Тайна, то неназываемое, неописуемое, что порождает и охватывает все эти Силы, оставаясь больше их.
  6. Природа одухотворена Духом Рода, Вместе они составляют Единое целое: Мир. Родноверие почитает Природу как Мать и Рода как Отца, потому что именно в их союзе рождается Жизнь.
  7. Каждый человек – сын Отца-Рода и Матери-Природы, а все живые существа – его родные братья в единой Божественной Семье. Отсюда отношение уважения и сострадания ко всему живому, которое проповедует Родноверие. Отношения с Богом по принципу «раб–господин», принятые в некоторых мировых религиях, вряд ли полезны душе человека.
  8. Суть Родноверия – любовь человека к Богу-Роду и сородичам и любовь Рода ко всем Своим детям. Любовь, разумеется, изобрели не христиане. Это естественное состояние человека, который находится в Ладу с миром. Если носишь в своём сердце Любовь – то даже не нужно задумываться, как поступать в том или ином случае. Сердце будет направлять тебя на путь Лада. Поэтому Родная вера есть Родолюбие.
  9. Родноверие есть, прежде всего, дело, а уж затем – вера. О человеке и его духовных качествах следует судить по его поступкам. Мало ли, кем ты видишь себя в мечтах, или во что ты веришь. Если ты бросаешь мусор в лесу, или пребываешь в постоянной озлобленности – это скажет о тебе больше правды, чем возвышенные рассуждения.
  10. Родноверие не имеет единой церковной иерархии, не обязывает последователей участвовать в богослужениях, носить определённую одежду и т.д. Календарные обряды и традиционная одежда – наша дань памяти предков.
  11. Родновер не нуждается в посредниках для общения с Родными Богами, Природой, и волен обращаться к Богам так, как подсказывает ему сердце.
  12. Родноверие – это любовь к Родной Земле, следование Родовым ценностям и раскрытие своей Родовой памяти – мудрости предков. При этом любовь к родному не измеряется ненавистью к чужому! Как сказано мудрыми: «Изучай мудрость иных родов, но следуй мудрости своего рода».

Конфликты между родноверами и представителями других религий

В целом, открытые конфликты между родноверами и другими религиями довольно редки ввиду сравнительно небольшой численности первых. Однако известны события 2008 года, когда националисты-родноверы Давид Башелутсков, Станислав Лухмырин и Евгения Жихарева изготовили бомбу, поместив её в трёхлитровую банку с запалом в виде петарды, и принесли в Церковь Николая Чудотворца в Бирюлёве, где она была обнаружена служительницей храма Анной Михалкиной, попытавшейся потушить дымящийся пакет, но в итоге получившей ожоги лица и потерю глаза, а также случай 2014 года, когда последователь неоязычника Н. В. Левашова расстрелял прихожан православного храма.

Видео


Источники