Шестиконечная звезда: значение. Символы иудаизма - Происхождение звезды Давида, звезда Давида в разных культурах, как звезда Давида появилась на флаге Израиля, другие символы иудаизма

Шестиконечная звезда: значение. Символы иудаизма

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Звезда Давида (ивр. מָגֵן דָּוִד – Маге́н Дави́д, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) – древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой – вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых углов, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника.

Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона». С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.

Происхождение звезды Давида

Нет никаких сомнений в том, что звезда Давида относится к иудейской культуре, так как впервые она была обнаружена в 7-м в. до н. э. в Сидоне. Печать, на которой она находилась, принадлежала некому еврею Йеошуа бен Йешаяу. Тогда символ не имел никаких других определений, его название звучало так: шестиконечная звезда. Фото той печати сохранилось до сегодняшних дней. Позже символ получил другое название – «Магендавид», а также известное в современности – «звезда Давида». Случилось это в раннем Средневековье, когда появились первые источники с легендами о царе Давиде. Считалось, что щит с таким символом защищал полководца и его войско в сражениях, поэтому все они приносили только победы. Говоря о том, что означает звезда Давида, нельзя упускать и другую версию возникновения названия. В ней описывается, как некий Давид Алрой, который считал себя мессией, повел войско в Иерусалим, чтобы вернуть город, завоеванный крестоносцами. Полагалось, что он был мистиком и колдуном, к тому же довольно-таки тщеславным, поэтому и назвал звезду в свою честь.

С тринадцатого века звезда становится более популярной, она появляется на стенах синагог, на амулетах или в книгах с каббалистическими текстами. Большинство историков и исследователей полагают, что символ тогда был лишь декорацией, свою специфику он обрел немного позже, в 1354 году. В то время римский император пожаловал евреям особую привилегию, они стали обладателями собственного флага красного цвета, который украшала звезда Давида. С тех пор все упоминания об этом символе ориентированы в большинстве случаев на еврейскую и иудейскую культуры.

На протяжении 17-18 веков этот знак переняли евреи Моравии и Австрии, а затем – Италии и Нидерландов. Несколько позже он распространился среди общин Восточной Европы. В кабалистических кругах “щит Давида” трактовался как “щит сына Давида”, т.е. Машиаха. Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец 17 века) видели в нем символ скорого избавления.

После 19 века

В 19 веке эмансипированные евреи избрали маген Давид в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период

шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала появляться на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах. С 1799 года маген Давид впервые был использован как специфический еврейский символ в антисемитских карикатурах. В 1822 году семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. В 1840 году поэт Генрих Гейне начал ставить этот знак вместо подписи под своими статьями в немецкой газете “Аугсбургер алгемайне цайтунг”. Первый сионистский конгресс 1897 года принял шестиконечную звезду в качестве символа еврейского национального движения, и в том же году она украсила обложку первого номера журнала “Ди Вельт”, издаваемого Теодором Герцлем. Со временем маген Давид появился на государственном бело-голубом флаге Израиля, хотя в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема – Менора, образ храмового светильника. Для религиозных евреев маген Давид не лишен общепризнанной смысловой нагрузки.

Существует традиция украшать им сукку – особый шалаш, в котором еврей живет в дни праздника Сукот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести “гостям”, посещающим каждую еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Сукот: Аврааму, Ицхаку, Яакову, Моше, Аарону и Йосефу. Объединяет их всех седьмой “гость” – царь Давид. Еще одна деталь: маген Давид имеет 12 ребер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид. Кабалисты учат также, что шесть концов “звезды Давида” соответствуют шести пространственным направлениям – земле, небу, северу, югу, востоку, западу, – что означает всемогущество бога. Любопытная лингвистическая деталь: на иврите слова маген Давид состоят тоже из шесть букв.

Звезда Давида в разных культурах

Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида, как традиционные, так и относительно новые, в том числе предложенные уже в XX веке.

  • Гексаграмма трактуется, как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх).
  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре первоосновы: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю.
  • По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) – воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать. По другой трактовке , шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света – севером, югом, востоком и западом.
  • Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала, которое стремится к земле, и земного начала, стремящегося к небесам.
  • Согласно трактовке раввина Элиягу Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника – две направленности.

Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он – един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности – Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной – нижней, третьей. Эссас рассматривает второй треугольник как символ цели существования человека в объединении идей «правой» и «левой» сторон сотворённого мира.

Как звезда Давида появилась на флаге Израиля?

Если заходит разговор относительно того, на каком флаге шестиконечная звезда, то всегда упоминается Израиль. Некоторые другие страны на протяжении всей истории человечества также присваивали этот символ своему роду, однако на самом деле прижился он в данной трактовке только в иудаизме. Существует несколько предположений относительно того, как гексаграмма появилась на флаге Израиля. По одной версии, этот символ был позаимствован в Древнем Египте.

У египетских фараонов евреи долгое время находились в рабстве, пока пророк Моисей не пришел и не стал их освободителем. В оккультизме той древней цивилизации шестиконечная звезда занимала особое положение, ее использовали в начертании знаков, связанных с божествами. Вполне правдивая история, если не считать того, что ее наиболее распространенное название – «звезда Давида». А здесь имя, коим нарекли символ, не фигурирует. Другая версия заключается в том, что некий Давид был освободителем еврейского государства, и в свои военные походы по освобождению он всегда выдвигался, неся в руке щит в форме шестиконечной звезды (по другим источникам, этот символ был нарисован на щите).

После разгрома более сильных войск у сторонних наблюдателей складывалось впечатление, что именно щит Давида послужил причиной освобождения государства. Нельзя не отметить того, что символы иудаизма далеко не сразу стали включать шестиконечную звезду. Вполне вероятно, что израильтянам ближе не философская или религиозная составляющая гексаграммы, а декоративная.

Звезда Давида – модель мироздания или число зверя?

В индийской культуре, в частности в тантре и йоге, шестиконечная звезда была и остается янтрой – графическим символом одной из семи чакр человека, а именно – Анахаты, сердечного центра. Эта чакра находится в позвоночнике на уровне сердца и отвечает за преданность, любовь, сострадание и радость. В янтре треугольник, направленный вниз, символизирует небо, а треугольник вершиной вверх – земное начало. Поэтому шестиконечная звезда выражает человеческую сущность, пребывающую в вечном союзе и борьбе духовной и плотской составляющих.

Другие древние источники связывали гексаграмму с четырьмя стихиями, четырьмя сторонами света, гармоническим союзом мужчины и женщины и даже Ангела и Демона. Каббалисты считали, что магендовид отражает семь нижних Сефирот – эманации Бога. А согласно эсхатологическому толкованию, гексаграмма символизирует число Зверя – 666, поскольку имеет шесть углов, шесть малых треугольников и шесть сторон внутреннего гексагона.

Представители каждого религиозного или эзотерического течения видели в шестиконечной звезде что-то свое. Например, в раннем христианстве гексаграмма ассоциировалась с Вифлеемской звездой или с шестью днями творения. С появлением алхимии символ стал графическим изображением философского камня. В масонстве магендовид являлся эмблемой транцедентальной мудрости.

Заслуживает отдельного упоминания толкование этого символа немецко-еврейским философом Францем Розенцвейгом. По его мнению, магендовид олицетворяет отношения между творцом, людьми и реальностью. На вершинах треугольника, лежащего в основании, находятся Бог, Человек и Мироздание. А другой треугольник выражает позицию иудаизма по отношению к этим элементам. Сложение треугольников образует «Звезду спасения».

Символ свободы

Наиболее прочная связь у шестиконечной звезды установилась с иудаизмом. Большинство еврейских общин по всему миру признали магендовид одним из своих главных символов. А немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил его вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Поэтому не удивительно, что в XX веке символ появился на антисемитских карикатурах, а затем нацисты выбрали в качестве отличительного знака еврея магендовид на желтом фоне. Такую унизительную повязку должны были носить все еврейские жители гетто во время Второй мировой войны. Но не прошло и десяти лет, как звезда с шестью лучами из клейма превратилась в символ свободы. 28 октября 1948 года был официально утвержден флаг Израиля с голубой шестиконечной звездой на белом фоне.

Примечательно, что самые большие друзья Израиля – США – тоже имеют в своей символике гексаграмму. Звезда Давида изображена на Большой печати Соединенных Штатов. Также Звезда Давида отчетливо видна в орнаменте стен храма Христа Спасителя в Москве и в кресте центрального купола. Присутствует она и на иконах. Символ можно сегодня встретить на гербах немецких городов Гербштед и Шер, а также украинских – Конотопа и Тернополя.

Звезда Давида как амулет

В качестве амулета Звезда Давида использовалась еще в средневековье. Однако делали это исключительно те, кто сумел понять ее значение. В наши дни ее повсеместно считают символом принадлежности к еврейскому народу, однако если вам доступно понимание истинного значения гексаграммы, вы можете спокойно носить такой амулет. Амулет с изображением гексаграммы считается защитным. Он может уберечь от нечистой силы и злого колдовства, как и большая часть религиозной символики. Поскольку Звезда Давида, по легендам, была изображена на щите, символ и сейчас считают одним из тех, которые способны защищать не только от потусторонних неприятностей, но и от оружия и покушения на жизнь. Средневековые оккультисты верили, что данный символ, носимый на шее, может открыть своему владельцу тайны прошлого, настоящего и будущего. Масоны считали данный знак символом мудрости, а алхимики отождествляли его с бессмертием и постижением тайн. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что амулет Звезда Давида не

только защитит от зла, но и неплохо подойдет тем, кто собирается учиться гаданию или просто желает развить свою интуицию и получать подсказки от высших сил в трудные времена.

Другие символы иудаизма

  • Пентаграмма. По-другому этот символ еще называют Печатью Соломона или пятиконечной звездой. Этот символ используется в иудейских амулетах не реже, чем звезда Давида. На каждой стороне этого пятиугольника выстроены равнобедренные треугольники, которые по высоте все одинаковы. С самых древних времен это был один из самых распространенных магических символов. Это символ гармонии тела с духом, знак здоровья. Пентаграмма, в отличие от звезды Давида, встречается не только в Израиле, при раскопках таких древних цивилизаций, как Вавилон, Индия, Ассирии, Перу и Китая, ученые выяснили, что и в этих странах было известно о пятиконечной звезде.
  • Шофар. Это священный бараний рог, в который трубят в праздничные дни.
  • Тора. Для израильтян Тора – это как для христианского человека Ветхий Завет. Тексты Торы переписывали вручную около 3000 лет. Тексты тщательно проверялись людьми почетных профессий, были подготовлены специальные считчики Торы. Тексты прочитывались с начала до конца по несколько раз.
  • Ханукийот. Это особые светильники для обрядов, которые зажигаются в Израиле в период крупного еврейского праздника – Хануки. Этот праздник был установлен, чтобы чтить день, когда произошло чудо с кувшином масла.
  • Севивоны. Это праздничные волчки, в которых играют дети. У волчка этого 4 грани, на каждой из которой написаны первые буквы следующей фразы: «Чудо великое произошло там».
  • Кипа. Головной убор, который носит мужская часть населения иудеев. Эта небольшая шапочка в России называется ермолкой. Кипа не является предметом, который нужно носить каждый день. Ее надевают лишь в религиозные праздники мужчины, которые являются представителями еврейских диаспор, для того, чтобы посетить синагогу.